- Герман Оскарович, хотелось бы узнать, каким Вы видите себе будущее Сбербанка России. Что можно сказать о его миссии, об основных задачах и направлениях деятельности? Вы являетесь членом наблюдательного Совета в течение ряда лет и банк для Вас не является новой организацией, какие перемены необходимы для его развития?
- Во-первых, должен сделать оговорку, что могу рассуждать на эту тему только в случае поддержки моей кандидатуры собранием акционеров Сбербанка.
Действительно, в течение 3 лет я являюсь членом Наблюдательного Совета банка, имею представление о работе банка и участвовал в разработке и рассмотрении ряда вопросов - от разработки стратегии до механизмов последнего публичного размещения акций банка.
Начну с очевидного: в названии банка заложены его и миссия, и стратегия, и история - Сберегательный Банк России. Поэтому своей основной задаче считаю необходимость усилить роль Сбербанка, как института, сохраняющего и приумножающего накопления граждан.
Сбербанк сегодня является крупнейшей кредитной организацией России практически по всем параметрам - по объему активов, по объему привлеченных вкладов населения, по выданным кредитам, по размеру собственного капитала, по количеству филиалов и отделений, по числу сотрудников, по размеру прибыли, по рыночной капитализации... Продолжать можно долго. Он является системообразующим не только для нашей банковской системы, но и для всей экономики в целом. Это огромная заслуга и прежнего руководства Сбербанка, и всего его многотысячного коллектива.
- Что, на Ваш взгляд, должно находиться на первом плане в выстраивании отношений Сбербанка с клиентами?
- Я бы назвал в качестве приоритетной задачи Сбербанка гарантии сохранности и обеспечение доходности вкладов населения. Крупный банк - это консервативный банк. Если же в нем хранится больше половины национальных сбережений физических лиц, то он просто обязан быть высоконадежным. Отсюда необходимость пристального внимания к финансовой устойчивости банка, к сбалансированности кредитного портфеля по рискам.
Я бы не стал сейчас говорить о новых сберегательных продуктах или специальных депозитных ставках, это было бы непрофессионально с моей стороны. Хочу только сказать, что вопросам развития и наращивания потребительского кредитования будет уделено мной самое пристальное внимание. И еще я абсолютно убежден, что наше население, клиенты Сбербанка сегодня заинтересованы и нуждаются в современных банковских услугах. Это и удаленное управление счетом, и чековые расчеты, брокерские операции и т.д. Все эти продукты должны стать доступны любому клиенту Сбербанка, а не только vip-клиентам.
Я хочу, чтобы любой человек, заходя даже в самое отдаленное отделение Сбербанка ощущал там себя по настоящему КЛИЕНТОМ, а не рядовым ВКЛАДЧИКОМ.
- А каким должен быть этот самый кредитный портфель? Что должно стать приоритетным в активных операциях банка?
- Полагаю, что в числе приоритетов развития Сбербанка должно находиться прежде всего кредитование населения, в том числе ипотечное, коль скоро Сбербанк позиционируется прежде всего как банк для населения. Среди кредитов на предпринимательские цели было бы правильно шире развертывать кредитование малого бизнеса и масштабов его проникновения во все регионы. Крупные корпоративные клиенты также должны быть в фокусе внимания.
С другой стороны, следует обратить внимание и на некоторые другие направления, которые в работе Сбербанка - например, на развитие качественного инвестиционного банкинга. Иначе говоря, необходимо постараться предоставить заемщику весь комплекс услуг, которые могут его заинтересовать.
- Сбербанк традиционно являлся одним из наиболее популярных российских эмитентов, практически в одиночку представляя финансовый сектор среди "голубых фишек". После проведенного "народного IPO" его капитализация возросла настолько, что он занимает уверенное второе место после "Газпрома". Как это положение на фондовом рынке должно сказываться на политике банка?
- Конечно, это прежде всего дополнительная ответственность. Публично торгуемое акционерное общество всегда дает ответственность перед всеми акционерами - и физическими, и юридическими лицами. Но ответственность возникает перед гражданами-акционерами: не будучи специалистами на фондовом рынке, они все же доверили своему банку свои сбережения не в традиционной форме вкладов, а в новой и не всегда понятной для них форме покупки акций. Просто потому, что верят Сбербанку в целом.
Значит, задача банка - взвешенная политика, направленная как на обеспечение долгосрочного роста капитализации, так и на стабильность этого роста, на недопущение резких скачков курсовой стоимости. Каким образом? За счет обеспечения стабильной прибыльности банка, за счет качественного управления рисками. И, конечно, ключевой вопрос - прозрачность и открытость во взаимоотношениях с акционерами.
- Вы упоминали о многочисленном персонале Сбербанка. Согласны ли Вы, что квалифицированная команда - это тоже часть капитала банка?
- Конечно. Огромную сеть отделений и филиалов Сбербанка обслуживают живые люди, такие же, как и мы с Вами. Поэтому большую роль играет должная мотивация персонала. Я знаю, что в Сбербанке работает большое количество квалифицированных работников, которые в сравнении с аналогичными должностями в других кредитных организациях пока оплачиваются недостаточно. Думаю, что совершенствование системы мотивации, обеспечение - это одно из важных направлений работы банка.