С 8 по 10 октября 2007 года Мюнхен станет местом встречи для представителей ведущих компаний из Европы, Америки и Азии, работающих в сфере недвижимости: в городе начнет свою работу очередная выставка Expo Real. Целевая аудитория выставки разнообразна - это банкиры и финансисты, инвесторы и девелоперы, консультанты по недвижимости и риэлторы, архитекторы и инвестиционные фонды, а также представители регионов разных стран, заинтересованные в продвижении своих инвестиционных проектов. О том, какие проекты на Expo Real 2007 представит Московская область, как власти намерены помогать иностранным инвесторам, решившимся вложить свои средства в Подмосковье, РИА Новости рассказал первый заместитель председателя правительства Московской области Игорь Пархоменко.
Игорь Олегович, сколько проектов Московская область планирует представить на выставке Expo Real 2007?
В рамках коллективного стенда Московской области будут объединены девять функциональных экспозиций, на которых свои проекты представят ведущие компании Подмосковья. Всего Московскую область на выставке будут представлять около 50-ти человек - это представители крупнейших фирм, наиболее развитых муниципальных образований области, а также представители областного правительства, которые, в частности, представят зарубежным инвесторам некоторые региональные программы развития.
Например, мы планируем подробно рассказать потенциальным инвесторам о программе «Дороги Подмосковья», программе поддержки и развития малого предпринимательства в Московской области, программе развития инфраструктуры туризма в регионе.
Последняя программа, кстати, предполагает, что 100% инвестиций в нее пойдет от частных лиц, а не от государства. Если она будет реализована, в области, наконец, появятся те 400 - 500 гостиниц, в которых так нуждается столичный регион.
Расскажите подробнее о наиболее крупных проектах, которые Подмосковье представит на выставке.
Прежде всего, мы планируем представить на выставке в Мюнхене проекты наших промышленных округов и проект Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД).
Так, ЗАО «Аксис и Ко» покажет на своем стенде проекты создания двух промышленных округов - в Шатуре и Лобне. Они предполагают, что управляющая компания создает инфраструктуру для развития производств, а затем предприятия размещают на этих территориях свои мощности. Кроме того, компания «Терре ди Лама» представит проект промышленного округа в Волоколамском районе.
Одним из самых приоритетных проектов мы считаем ЦКАД: наконец закончена работа по определению оси этой масштабной кольцевой автотрассы. Фактически мы уже знаем, по какой линии пройдет эта дорога в Подмосковье, и какие придорожные участки могут быть выделены под возведение тех или иных функциональных объектов. Теперь уже можно приступать собственно к строительству и самой дороги, и объектов придорожной инфраструктуры.
Естественно, что проект ЦКАД настолько огромен, что мы рассчитываем привлечь не одного и даже не двух иностранных инвесторов к его реализации - места хватит всем.
Только представьте: всего, по предварительным оценкам, на территориях, связанных со строительством и реконструкцией ЦКАД, под размещение объектов инновационного, промышленного, логистического секторов можно использовать от 30 до 35 тысяч гектаров земли. Таким образом, можно создать примерно 180 - 200 тысяч новых рабочих мест.
Кроме того, на расположенных рядом с кольцевой дорогой участках можно будет строить не только коммерческую недвижимость и промышленные предприятия. Более 20 тысяч гектаров можно использовать под строительство самых современных жилых комплексов: на этих территориях в общей сложности можно возвести около 45 - 50 миллионов квадратных метров жилых площадей.
На выставке в Мюнхене проект ЦКАД будут представлять его проектировщики - ГУП МО «НИиПИ градостроительства».
Какие условия созданы в Московской области для привлечения потенциальных иностранных инвесторов на рынок недвижимости?
Финансовых - никаких. Иначе мы бы поставили в трудное, неравное положение отечественных инвесторов, по сравнению с иностранными. Но, с другой стороны, мы можем предложить зарубежным предпринимателям благоприятный инвестиционный климат, четкое и ясное региональное законодательство об экономическом сотрудничестве, высокую эффективность возврата капитала.
Например, наши немецкие партнеры рассказывают, что, вкладывая средства в развитие торговых комплексов в Подмосковье, они получают возможность вернуть свои деньги в три раза быстрее, чем в Германии. Если в ФРГ их инвестиции окупаются в среднем за 15 лет, то у нас - за пять.
Кроме того, при работе с зарубежными инвесторами мы обязательно учитываем, что иностранцы зачастую просто плохо ориентируются в российских реалиях - какое у нас экологические законодательство, какие строительные нормы. Между тем, экологическое законодательство в России гораздо строже, чем в той же Европе, а строительные нормы так быстро меняются, что за этим успевает следить не каждый российский специалист.
Поэтому, все проекты с участием иностранных инвесторов курируются Министерством внешнеэкономических связей Московской области, а для реализации особо крупных проектов, от 500 миллионов долларов инвестиций, и проектов, где может быть затронута экология, создается еще и специальная рабочая группа с участием всех заинтересованных лиц.
Естественно, нельзя сказать, что проектам иностранных инвесторов мы помогаем развиваться в нарушение наших российских законов, но там, где это возможно, мы стараемся сократить сроки согласования, ускорить прохождение документов по инстанциям.
И насколько эффективна такая политика?
Очень эффективна, и это доказывает уже весьма значительный опыт работы по привлечению зарубежных инвестиций. Так, среди иностранных фирм, реализовавших крупные проекты в Подмосковье, можно назвать «Тиги-Кнауф», «Хохланд» и «Эрманн» из Германии, «Тикуриллу» и «ФАЗЕР» из Финляндии, «Нестле» из Швейцарии, «Сан-Интербрю» из Бельгии, Данон» и «Мишлен» из Франции, «Марс» и «ПепсиКо» из США.
При этом каждый год объем иностранных средств, вкладываемых в регион, становится все больше. В 2000 году в область пришло только 300 миллионов долларов иностранных инвестиций, а в 2006 году - уже 4,7 миллиардов долларов, и это в 1,7 раза превосходит объем инвестиций за 2005 год, который, в свою очередь, возрос в 1,5 раза по сравнению с 2004 годом. Думаю, этот год будет не хуже предыдущего: ведь по итогам первых шести месяцев 2007 года иностранцы уже вложили в развитие экономики Подмосковья 2,6 миллиардов долларов.
Конечно, такой результат не приходит сам собой, это отдача от нашей работы, в том числе и на таких выставках, как Expo Real. Например, у меня в Мюнхене запланированы шесть встреч с представителями иностранных компаний, рассматривающих нашу область как регион для вложений, а также переговоры с руководителями Баварии, с которыми мы планируем подробнее поговорить об особой экономической зоне в Дубне. И это отнюдь не просто знак политической вежливости, мы встречаемся с баварцами три-четыре раза в год: на долю немцев приходится более трети иностранных инвестиций, а большинство средств из Германии в свою очередь идут из Баварии.
Какую отдачу Вы ожидаете от участия в предстоящей выставке?
Компании, представляющие свои экспозиции в рамках стенда Московской области, как правило, едут на Expo Real с разными целями. Кто-то хочет просто показать уже реализованные и реализующиеся проекты, обменяться опытом с коллегами, а кто-то, как, например, организаторы промышленных округов, ищет резидентов для своих проектов.
По нашим наблюдениям, основной результат таких выставок очевиден не сразу, а где-то в течение двух - трех месяцев после окончания мероприятия. На самой же выставке даже те иностранные инвесторы, которые уже окончательно решили вкладывать деньги в Россию, только, как правило, подбирают подходящие «кандидатуры» регионов и знакомятся с потенциальными партнерами.