Андрей Капустин, Киев.
Оценивая ход голосования 30 сентября, польский журналист - ветеран всех горячих точек украинского волеизъявления, - был предельно краток: скучно.
И действительно - даже самые искушенные в поисках голосовательного экстрима наблюдатели, эксперты и журналисты были вынуждены признать - массовых нарушений нет. Все прозрачно, честно и демократично. Ну а поскольку голосование на внеочередных парламентских выборах длилось с семи утра до десяти вечера, то экспертам и журналистам осталось довольствоваться мелочевкой типа трупа женщины-милиционера, которая почему-то свела счеты с жизнью именно на одном из избирательных участков Мариуполя или неподтвержденным арестом председателя одной из избирательных комиссий в Луганске. В остальном же все дневные изыскания касались явки. Ибо именно от активности избирателей во многом зависел исход перераспределения власти в стране.
Поскольку эксперты полагали, что высокая активность на Востоке и Юге Украины укрепят позицию Партии регионов (ПР), а такой же показатель на Западе и в Центре, соответственно, сыграет на руку как Блоку Юлии Тимошенко (БЮТ), так и блоку «Наша Украина - Народная самооборона» (НУНС). После того, как первое блюдо было подано, и стало ясно, что выборы состоялись, заинтересованные лица замерли в ожидании второго блюда под названием exit-pool. Ровно в 22.01 результаты трех основных опросов были обнародованы. Вопреки скептикам, которые обещали разбег данных, цифры оказались на удивление схожими. Первое место у ПР, второе у БЮТ, третье у НУНС, четвертое у коммунистов и пятое у Блока Литвина (БЛ), который тоже смог преодолеть 3-х процентный барьер. Удивление, граничащее с шоком, вызвал процент, взятый БЮТ. Все опросы у участков показали, что Юлия Тимошенко перешагнула отметку в тридцать процентов, набрав голосов более чем в два раза, нежели пропрезидентский НУНС. Но ночью речь шла исключительно об exit-pools. Хотя и этого хватило для того, чтобы во всех штабах за исключением БЮТ, праздник был испорчен. Ибо даже относительные результаты опросов говорили, что и регионалы, и президент (который, собственно, эти выборы и благословил), и его НУНС однозначно проиграли. Причем, все вместе одной Тимошенко. Правда, помимо Тимошенко победил и Владимир Литвин. Но его три-четыре процента будут играть роль на внутрипарламентских торгах не самую главную роль. Даже результаты exit-pools говорили, что альянс БЮТ с НУНС берет больше 225 мест в Верховной Раде, а все остальные могут либо довольствоваться ролью оппозиции, либо идти во власть, но на условиях победителей. Что касается президента, то для него такая победа Тимошенко стала самым большим поражением после того, как он отправил ее осенью 2005 года в отставку. И теперь Виктор Ющенко, для которого эти выборы стали лакмусом второго президентского срока, оказался на распутье. Т.к. с точки зрения подготовки к президентской кампании, ему удобнее было бы иметь дело с ПР. Заручившись таким образом гарантированной поддержкой на Востоке страны в обмен на премьерство либо Виктора Януковича, либо кого-то иного, предложенного командой Рината Ахметова. Но поддавшись на подобное искушение, Ющенко рискует оказаться в роли Александра Мороза, который в прошлом году сдал «оранжевые интересы» в обмен на спикерство. А с учетом результатов, полученных БЮТ (в сочетании с очень скромными достижениями НУНС), альянс с Регионами может превратиться для второго президентства Ющенко в похоронный марш.
Однако на exit-pools шоковая терапия не закончилась. Все продолжилось утром первого октября, когда ЦИК перешел к десерту, обнародовав первые результаты подсчета бюллетеней. Партия регионов, лидеры которой еще ночью заявляли, что они все равно победители, неожиданно оказалась на втором месте. Уступив лидерство БЮТ. Не менее неожиданной была и новость о том, что 3-х процентный барьер преодолели социалисты (СПУ), которых еще в начале предвыборной кампании все эксперты списали со счетов. Однако после того, как в ЦИК поступили данные об обработке 70 процентов бюллетеней, социалисты вновь оказались за парламентским бортом. Объясняется эта драма просто. В первую очередь в ЦИК поступали данные из небольших, преимущественно сельских участков, где социалисты имели большую поддержку. Однако, как только крестьянский ресурс иссяк, воспрявшая было духом СПУ вновь ушла в небытие. Хотя может еще и всплыть.
Эксперты, политики и политологи, которые в эфирах многочисленных «Ночей после выборов» успели построить схемы различных коалиций, были вынуждены разбирать сложные конструкции и начинать все сначала. Закладывать в основу фундамента все возрастающую реальность премьерства Юлии Тимошенко. Хотя в воздухе по-прежнему витает призрак широкой коалиции из ПР, НУНС, БЛ и коммунистов, но даже самые отчаянные сторонники этой идеи особого оптимизма не проявляют. К тому же «чистое» премьерство Юлии Владимировны в рамках коалиции с пропрезидентским блоком тоже не выглядит таким уже безоблачным. Во-первых, взвалив на себя груз власти, лидер БЮТ столкнется с необходимостью выполнения предвыборных обещаний, за счет которых она получила столь ошеломляющий результат. Но одно дело рассказывать электорату о том, как все славно заживут после выборов, а совсем иное - начать выполнять обещанное. При том, что и БЮТ, и НУНС наобещали своим сторонникам дармовых благ где-то на 40 миллиардов долларов. Что явно не учтено в бюджете, который такую социальную нагрузку в виде банального проедания вряд ли выдержит.
Однако до конца понедельника окончательные результаты вряд ли будут обнародованы. Украинская ЦИК еще не разу не радовала население страны повышенной оперативностью. Секретариат президента выразил обеспокоенность тем, что в ряде восточных областей страны избирательные комиссии затягивают передачу данных в ЦИК. Это в какой-то мере снижает уровень «открытости, демократичности и прозрачности» выборов-2007, о которых радостно сообщили эксперты и наблюдатели в воскресенье.
В том числе и потому, что представитель президента в ЦИК Мария Ставнийчук заявила: "Сегодня ситуация довольно критическая, потому что на 10:00 следующего после голосования дня общий уровень обработки сведений относительно установления результатов голосования на участках достигает лишь 48%. В этом контексте особую обеспокоенность вызывают восточные регионы Украины. Ведь если в Центре и на Западе страны есть области, где обработано более 70-80% бюллетеней то, например, в Луганской области этот показатель достигает около 32%. Причем некоторые восточные регионы отставали с процедурой установления результатов выборов от среднего показателя по государству на 8-10% не только по состоянию на утро, но и на протяжении ночи».
С учетом того, что речь идет о наиболее густонаселенных регионах Украины, картинка может еще не раз поменяться. К тому же именно Донецкую, Луганскую и Кировоградскую области не единожды обвиняли в массовых фальсификациях в пользу Партии регионов. А это в свою очередь означает, что гадание на коалиционной гуще по большому счету лишено всякого смысла. Однако некоторые, более конкретные выводы из результатов внеочередных выборов извлечь все же можно. Во-первых, реальную победу в стране получили лишь две политические силы: Партия регионов и Блок Юлии Тимошенко. Что в свою очередь говорит об ускоренном переходе Украины фактически к двухпартийной системе. Т.к. все остальные силы, попавшие в парламент, отныне могут рассматриваться не как самостоятельные игроки, а сателлиты. Пусть и с «золотой акцией» в кармане. Во-вторых, ночь с 30 сентября на 1 октября сыграла реквием карликовым партиям, которые в период новейшей истории Украины плодились не хуже мух-дрозофил. Для этого достаточно взглянуть на результаты тех политсил, которые вошли в предвыборную TOP-20. Скажем, Партия прогрессивных социалистов харизматичной Натальи Витренко, которой на прошлогодних выборах не хватило для вхождения в парламент нескольких сот голосов, в этот раз набрала чуть больше одного процента. Сугубо технический проект в виде коммунистической партии Украины (обновленной) - получил 0, 29 процента, а достаточно хорошо раскрученный в СМИ блок КУЧМА нашел поддержку лишь у 15 590 человек, что составило 0,1 процента от общего числа избирателей.
Правда, мягкому переходу Украины в новое политическое состояние может помешать любовь к известной народной забаве «Игра в Майдан». Во всяком случае, ко второй половине первого дня октября в Киев прибыли порядка 90 автобусов, которые привезли около 2000 сторонников Партии регионов. Хотя Янукович и обещал, что он признает любые результаты выборов. Но на всякий случай сохранил за собой стратегические позиции на Майдане Незалежности. Не разобрал свою сцену на находящейся поодаль Европейской площади и пропрезидентский НУНС. Словом, чистой воды дежа-вю. Ибо точно такой же расклад наблюдался в мае. Разве что за исключением того, что некая общественная организация «Мост» (явно антиянуковичской ориентации) захватила командные высоты Мариинского парка, где закрепилась в нескольких десятках палаток, заявив о присутствии тысячи человек. Посему не исключено, что у польского журналиста, который откровенно скучал в день голосования, поводов для скуки может и уменьшится.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции