30 сентября, в день рождения мэтра, в его театре прошла премьера комедии Грибоедова "Горе от ума". "Однако на нашей афише спектакль значится под тройным названием "Горе от ума. Горе уму. Горе ума", - уточнил Любимов. - В свое время Грибоедов колебался в выборе названия своему произведению, и мы решили сохранить все авторские варианты".
После премьеры в театре состоялся домашний праздник. В качестве подарков Юрий Петрович был намерен принимать только любопытные истории о самом себе: "И никаких хвалебных слов и пафосных речей".
В подарок от своего японского друга и коллеги всемирно известного режиссера Тадаси Судзуки Юрий Петрович получил "Электру" Еврипида. Судзуки ставит спектакль, премьера которого состоится 10 октября, с актерами Таганки.
Будут премьеры и от самого Любимова. Нынешним летом он написал инсценировку романа Франца Кафки "Замок", который намерен поставить со своими актерами. Еще он сочинил сказочный сценарий по произведениям трех авторов - Андерсена, Диккенса и Оскара Уайльда. Эти замыслы худрук Таганки рассчитывает осуществить в течение своего юбилейного сезона.
Юрий Любимов на месяц старше Великой Октябрьской революции. Семилетним мальчишкой на похоронах Ленина он чуть не отморозил себе уши. Молодым актером едва не убил Пастернака. Маститым режиссером был позорно изгнан из страны. Годы спустя парадно приглашен обратно. Список его званий и наград занимает несколько страниц машинописного текста. Кажется невероятным, что биография одного человека умещает столько событий. Любимов - человек-миф, режиссер-эпоха.
Он родился 30 сентября 1917 года в г. Ярославле. Дед его был крепостным, отец служил по коммерческой части, оба были репрессированы. А вот старший брат Давид был идейным комсомольцем. Именно он повел 7-летнего Юру на похороны Ленина. Любимов вспоминает: "Отец наш - буржуй. Поэтому он очень ругал брата - за то, что пошел хоронить этого скверного человека, за то, что и меня с собой потащил. На дворе стояли лютые холода, и я действительно очень сильно обморозил нос и щеки".
"Сын буржуя" из-за своего непролетарского происхождения был многого лишен. Его даже в десятилетку не взяли: после семи лет обязательного образования Любимов пошел в училище, где получил профессию электромонтера. И позже морозил нос и щеки, лазая на столбы с помощью «кошек».
Актером Любимов стал случайно. Он уже шел подавать документы в Энергетический институт, но увидел объявление о приеме в театральную студию при Театре им. Евг. Вахтангова. Он окончил училище в 1940 году и был призван в армию. Любимов прошел всю Великую Отечественную войну вместе с Ансамблем песни и пляски НКВД. "Мне повезло, - говорит он, - меня не ранили, а я никого не убил".
До 1964 года он был ведущим артистом Театра им. Вахтангова. На его сцене Любимов сыграл 38 ролей, а кроме того, успел сняться в 18 фильмах: "Беспокойное хозяйство" (1945), "Кубанские казаки" (1950), "Каин XVIII" (1963), "Человек с планеты Земля" (1958).
Особым успехом у театралов пользовалась постановка "Ромео и Джульетта", где Любимов играл в паре с Людмилой Целиковской. Именно во время этого спектакля молодой актер чуть не убил Бориса Пастернака. В сцене поединка Ромео с Тибальдом кусочек шпаги отлетел в зал и вонзился в ручку кресла, где сидел Пастернак. После спектакля он пришел к Любимову с этим кусочком и обидчиво произнес: "А вы меня чуть не убили".
Вместе с Пастернаком в зале сидел молодой тогда поэт Андрей Вознесенский. О первой встрече с режиссером он написал такие строки: "Мой кумир меня взял на премьеру, и Любимов - Ромео". Вознесенский же дал начало целой галерее автографов на стене любимовского кабинета, начертав историческую фразу: "Все богини как поганки перед бабами c Таганки!"
Этот кабинет на Таганке - такое же заповедное место столицы, как Оружейная палата и Третьяковская галерея. На его стенах вот уже четыре десятка лет появляются автографы самых знаменитых людей планеты - от Фиделя Кастро и Марчелло Мастроянни до Юрия Гагарина и Владимира Путина. Нынешний президент России написал: "Не время и не пространство, один восторг - это Таганка".
Первый режиссерский опыт Ю. Любимова относится к 1959 году: на вахтанговской сцене он поставил пьесу А. Галича "Много ли человеку надо". В 1963 году, в сорок семь лет, когда другие уже успокаиваются и плывут по течению, он сочинил со студентами Театрального училища имени Щукина, где преподавал, спектакль "Добрый человек из Сезуана" по Бертольду Брехту, на который ломилась театральная Москва. С этого спектакля началась история Театра на Таганке - театра Юрия Любимова. Таганка стала "островом свободы в несвободной стране" (Н. Эйдельман) и к середине семидесятых годов превратилась в один из театральных центров мира. Каждая постановка Любимова становилась событием - "Десять дней, которые потрясли мир", "Гамлет", "А зори здесь тихие... ", "Павшие и живые", "Пугачев", "Жизнь Галилея", "Послушайте! ", "Антимиры", "Дом на набережной", "Три сестры", "Борис Годунов".
В 1980-х годах обстановка вокруг театра накалилась. В 1980 году умирает Владимир Высоцкий, и театр ставит спектакль, посвященный памяти артиста, - власти его запрещают. Запрещена и следующая (1982 г.) постановка Юрия Любимова - пушкинский "Борис Годунов". В 1983 году запрещены репетиции булгаковского "Театрального романа".
Когда в марте 1984 года Любимов уехал в Англию ставить "Преступление и наказание", его предательски, за спиной, освободили от должности художественного руководителя. А потом лишили советского гражданства. Позже в своих записках к сыну Юрий Любимов так напишет об этом дне: "1984 г., 16 июля. В этот день, Петя, стал я человеком без гражданства. Пришла итальянская полиция. Сообщила, что звонил советский консул Турина, настойчиво просил позвонить. Сухо, твердо довел до моего сведения указ о лишении гражданства СССР. Потребовал встречи и сдачи паспорта. Оставлю как сувенир, а потом посмотрим, что будет через год-два. Спросил, кем же вы меня сделали: грузином, таджиком, французом. Я как был русским, так и остался. Совсем распоясались после смерти Андропова. "В России нет закона, есть столб, а на столбе корона. А.С. Пушкин". Вот и закончилась двадцатилетняя борьба с обалдевшим советским правительством".
Свои записки Любимов начал писать, чтобы успеть лично рассказать сыну о каких-то важных событиях в своей жизни, - ведь Петр появился на свет, когда режиссеру шел шестьдесят второй год. "Я не думал, что я буду так долго жить. Я все искал форму книги, чтобы ребенок смог прочесть. Очень хотелось, чтобы он вспоминал отца, хотя бы через эти записки", - сам же пояснит Юрий Петрович свое решение начать вести дневник.
"Мы облагодетельствованы его изгнанием!" - заявил Запад в ответ на изгнание Любимова. В вынужденной эмиграции режиссер провел долгих семь лет. "Как бродяга мотался по Европе", - скажет он позже. Но Европа, а также Америка с Японией были в восторге от решения советских властей: его спектакль "Преступление и наказание" в Австрии, Англии, США и Италии был удостоен высших театральных премий, по приглашению Ингмара Бергмана в Стокгольмском Королевском драматическом театре он поставил "Пир во время чумы" и "Мастера и Маргариту", а "Бесы" очень долго и успешно гастролировали по всему миру. Его оперные спектакли идут в Ла Скала, Гранд-опера, Ковент-Гарден, он получает израильское и венгерское гражданства. С ним его жена Каталин Кунц, венгерская журналистка и переводчица (она моложе его на тридцать лет), и их общий сын Петя. Хотя о романах молодого Любимова когда-то судачила вся театральная Москва, сегодня Юрий Петрович говорит только об одной женщине в своей жизни - Каталин Кунц, которую он ласково называет Катей. Журналист и переводчица из Венгрии, она прошла вместе с мужем все годы его оглушительных побед и не менее оглушительных провалов. Их знакомство - совпадение, случайность. Юрия Любимова очень долго не выпускали в Венгрию. И однажды он устроил в Министерстве культуры скандал: почему вы не хотите, чтобы я ехал в Венгрию? Может, оттого, что там меня ждет какая-то награда, которую вы пытаетесь от меня скрыть? Оказалось, что не зря Любимов добивался своего - награда в лице Каталин действительно дожидалась его в Будапеште.
В мае 1988 года Любимов вернулся в Москву. Его встречали как победителя. 23 мая 1989 года ему вернули советское гражданство, его имя как художественного руководителя вновь появилось на афишах Таганки. Он восстановил запрещенные когда-то спектакли "Борис Годунов", "Владимир Высоцкий", "Живой".
Но когда Любимов вернулся навсегда, к нему вдруг охладели и начали предъявлять счета. В театре на Таганке вспыхнул острый конфликт, завершившийся расколом.
Из любимовской "Таганки" ушла часть труппы, под предводительством Николая Губенко. Впоследствии они образовали новый театр - "Содружество актёров Таганки". Любимов вместе с несколькими оставшимися актерами создал новую команду актеров. Театр на Таганке отпраздновал свой 40-летний юбилей и продолжает радовать зрителей новыми постановками. Рецепт успеха по-любимовски прост: "Ко всякому артисту нужен подход, чтобы открыть его, чтобы он расцвел. Конечно, у меня должность диктаторская. Никакой демократии в театре не может быть. Это диктатура режиссера".
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации открытых источников