Андрей Кисляков, политический обозреватель РИА Новости.
Страсти по антиракетам наряду с Ираном в качестве возможной арены очередного военного противостояния заслонили сообщение о том, что в мире появился новый театр военных действий, а именно, - киберпространство. Интернет превращается в реальное поле боя. В недрах ВВС США создают пока временное, но специальное командование, которое будет отвечать за «боевые действия во всемирной паутине».
В дальнейшем Пентагон намерен превратить новую структуру в полноценное Киберкомандование ВВС США. Это значит, что отныне вся система оборонных мероприятий сильнейшей державы мира будет охватывать и Интернет. Откровенно говоря, усилия американцев вполне закономерны. Ведь сегодня Сеть, опутавшая все континенты, определяет ключевые параметры функционирования современного общества - от выплаты зарплаты до управления войсками. Без «Матрицы» не взлетит и не сядет ни один самолет, не заработает ни один завод, не сдвинется ни одна воинская часть.
То есть цена вопроса контроля над Сетью в наши дни чрезвычайно высока.
Считается, что киберпространство стало полем битвы еще во время войны в Персидском заливе в 1991 г, когда интернациональные войска выдавили иракских оккупантов из Кувейта. В то время американцы создали специальную боевую информационную сеть «Щит в пустыне», которая, в частности, обеспечила точность стрельбы батарей ПВО с ракетами «Пэтриот», защищавших Тель-Авив и Иерусалим.
Между прочим, американская локальная военная сеть уже тогда позволила создать эффективные тренажеры для обучения личного состава. Так, из 36 членов экипажей вертолетов огневой поддержки «Апач», которые 17 января 1991 г. пересекли иракскую границу, только трое имели реальный опыт стрельбы ракетами «Хэллфайер» класса «воздух-поверхность». Остальные обучались на компьютерных тренажерах.
Но у любого достижения, прежде всего, в военно-технической области, есть, как известно, две стороны: хорошая и плохая. О преимуществах Сети говорить, наверное, излишне - в наше время без нее уже не ступить ни шагу. Но всегда найдутся «умельцы», которые захотят виртуально стянуть из банка вполне реальный миллион - другой, дезорганизовать, скажем, работу НАСА или свести на «нет» боеспособность войсковой группировки, как это чуть не случилось все в том же 1991-м.
Тогда голландским хакерам удалось взломать коды защиты нескольких компьютеров, входящих в информационную сеть тылового обеспечения Армии США. То, что тюльпанам парни предпочли военную информацию, - еще полбеды. В принципе, по мнению военных экспертов, из-за «голландской атаки» американские солдаты, вскрывая цинки и ящики с боеприпасами, могли запросто обнаружить там зубные щетки.
Российские компьютерные «гении», несмотря на то, что познакомились с Сетью на добрых два десятка лет позже своих западных коллег, не имеют себе равных. Чего стоит, например, удачное и беспрецедентное по масштабам электронное ограбление Сити-банка в середине 90-х. Позднее обвиненный в этом преступлении петербургский программист Владимир Левин будет все-таки задержан и осужден в результате совместной операции российских и западных спецслужб. Тем не менее, он остается единственным соотечественником, представленным в так называемом хакерском «зале славы». Пока единственным...
Но сегодня, похоже, «троянского коня» - а именно так красиво называется разрушительный вирус, замаскированный под безопасную компьютерную программу, - американцы ждут вовсе не от русских.
По данным министерства обороны США, военно-информационная стратегия Вооруженных сил Китая предусматривает создание специальных киберотрядов, способных атаковать компьютерные системы противника. Информацию о том, что у Китая есть возможности для вторжения в слабо защищенные американские военные и гражданские Интернет-сети, Пентагон распространил еще в 2000 г. Теперь же боевая компьютерная подготовка является обязательной дисциплиной в программе военного образования китайской армии.
В свою очередь, китайские власти утверждают, что официальные серверы страны переживают масштабные хакерские атаки, которые наносят ощутимый урон безопасности. Так что на новой «линии огня» вряд ли скоро наступит затишье.]
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции