24 сентября стал известен новый состав правительства Российской Федерации. Замминистра финансов Татьяна Голикова сменила Михаила Зурабова на посту главы Минздравсоцразвития. 41-летняя Голикова в 1998-1999 годах руководила бюджетным департаментом Минфина, а с 1999 года по настоящее время работала заместителем главы этого же министерства, в том числе в 2002-2004 годах - первым заместителем. Главой МЭРТ РФ назначена Эльвира Набиуллина. 44-летняя Эльвира Набиуллина с 2000 года до июня 2003 года была первым заместителем главы Минэкономразвития, затем возглавила Центр стратегических разработок. В последнее время она руководила экспертным советом при совете по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике при президенте РФ. Дмитрий Козак сменил Владимира Яковлева на посту главы Министерства регионального развития. С сентября 2004 года Дмитрий Козак занимал пост полномочного представителя президента России в Южном Федеральном округе. До этого он руководил аппаратом президента РФ. Алексей Кудрин сохранил пост главы Минфина РФ и стал вице-премьером. Своим мнением о том, как изменится работа обновленного правительства, и каких ключевых решений от него можно ожидать с РИА Новости поделились эксперты.
Почему я говорю, что за этим просматривается скорее политический, нежели административный мотив? Потому что несостоятельность этих людей была ясна уже давно, она не вызывала сомнений. И то, что столько времени - ни год назад, ни два года назад их отстранили, а вот только сейчас, - это поневоле создает впечатление, что уже это все проходит в контексте начавшейся серии избирательных кампаний. Какие шаги предпримет новое правительство? Никаких новых шагов предпринимать оно не будет, и, кстати говоря, оно прямо об этом говорит: что они призваны не для того, чтобы вносить какие-то революционные коррективы в тот курс, который был до сего момента, и который, как всем совершенно очевидно, определялся президентом Путиным, а не премьер-министром Фрадковым. Они просто говорят, что они будут более эффективно претворять в жизнь этот план и эту программу национальных проектов, приоритетов. И все, что заложено в курс президента Путина, они будут проводить более эффективно, чем правительство в его прежнем составе. А никаких фундаментальных поворотов не будет - это совершенно ясно.
Может что-то в работе правительства измениться радикально или кардинально? Нет, конечно. Оно по большей мере сохраняет стабильность. Оно не должно меняться вследствие той политической концепции, которую развивает Путин и его команда - концепции стабильности. А если оно развивает концепцию стабильности, так значит, это правительство будет продолжать курс на дальнейшее укрепление экономики, на дальнейшее укрепление международной конкурентоспособности, международных позиций России. Ему так положено, а как оно с этим справится, я, к сожалению, не знаю, потому что из назначенцев новых я лично знаю только Эльвиру Набиуллину, это очень приятная умная женщина.
Дмитрий Козак - один из лучших управленцев России, который прекрасно умеет воплощать в жизнь реформаторские начинания. Его новая должность министра регионального развития означает, что реформа двинется в регионы. Абсолютно логичным считаю повышение статуса Алексея Кудрина и назначение Татьяны Голиковой на пост министра здравоохранения и соцразвития. Ведь именно они отвечали за социальный сектор трехлетнего бюджета, который предполагает беспрецедентно быстрое развитие данной сферы, в том числе удвоение зарплат за три года, повышение пенсий на 65%. Это крайне сложная задача, учитывая, что общие темпы экономического развития не превышают 8 процентов. Таким образом, возникают существенные «ножницы» между социальным и экономическим вектором роста. Правильно рассчитать свои действия в подобной ситуации, реализовать курс социального развития «на опережение» должны именно те люди, которые этот курс запрограммировали.
То, что портфель министра экономического развития достанется Эльвире Набиуллиной, также было вполне предсказуемо. Она возглавляла те структуры в Правительстве, которые отвечали за разработку новой национальной стратегии Российской Федерации на основе ежегодных Посланий Президента. Теперь ей предстоит реализовать эти наработки на практике. Одна из важнейших задач - в кратчайшие сроки выйти на комплексное законодательное обеспечение системной модернизации национальной экономики, о необходимости которой говорится уже не в первом Послании. Нужно в самое ближайшее время завершить уже начатый переход к национальному планированию и законотворчеству, перевести на национальные рельсы всю правовую машину России, ведь до недавних пор законодательная база страны писалась на западные гранты. Также, решая вопросы инновационного развития России, необходимо в первую очередь развивать те отрасли и направления, в которых наша страна исторически добивалась серьезных результатов. Таким образом, нам удастся закрепить и усилить роль нашего государства в глобальном экономическом сообществе, учитывая особенности мирового разделения труда.