Рейтинг@Mail.ru
"Дикий" туризм: отдыхающим - адреналин, спасателям - головная боль - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Дикий" туризм: отдыхающим - адреналин, спасателям - головная боль

Читать ria.ru в
Дзен
В Синьцзян-Уйгурском районе Китая продолжаются поиски трех российских туристов, которые пропали, совершая сплав по реке Юрункаш. Работа за рубежом для российских спасателей - не редкость.

В Синьцзян-Уйгурском районе Китая продолжаются поиски трех российских туристов, которые пропали, совершая сплав по реке Юрункаш. После истечения контрольного срока окончания маршрута (2 сентября) поисками группы занялись китайские спасатели. Проведение поиска было возможно двумя способами - по воде (с выходом к реке пешком через горную местность) и по воздуху (с вертолета), что гораздо эффективнее. Но у китайских спасателей в данном районе не было ни вертолетов, ни экипажей, способных провести такую операцию. Поэтому Туристско-спортивный союз и Федерация гребного слалома России приняли решение добиться организации российской поисковой экспедиции.

Транспортный самолет МЧС России Ил-76 11 сентября в 07.02 мск приземлился в аэропорту административного центра Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР города Урумчи. После дозаправки Ил-76 отправился в административный округ Хотан. На борту самолета находились 17 спасателей и врачей отряда "Центроспас" и члены оперативной группы МЧС России, которую возглавил заместитель директора Департамента оперативного управления, спасатель международного класса Андрей Легошин. Спасатели МЧС России привезли с собой необходимые инструментами и оборудованием для осуществления поиска в автономном режиме. Кроме того, на борту Ил-76 находятся джип повышенной проходимости и легкий аварийно-спасательный вертолет Бо-105.

Работа за рубежом для российских спасателей - не редкость, причем МЧС России не только приходит на помощь нашим соотечественникам, но и участвует в ликвидации последствий катастроф, помогая своим коллегам из других стран. Например, спасательная операция в Пакистане обошлась России в 300 тысяч долларов.

Причем нередки случаи, когда приходится спасать людей, которые сознательно шли на риск. Больше всего головной боли спасателям доставляют любители рыбалки и экстремальных видов спорта. Как отмечает Андрей Легошин, количество несчастных случаев, в частности, с альпинистами и горнолыжниками, в последнее время резко возросло. Он связывает это с тем, что для людей это перестало быть спортом, а стало развлечением, бессистемным экстримом.

Это подтверждается и тем, что чаще всего гибнут туристы в районах, давно освоенных в туристском отношении: на Кавказе, в Южной Сибири и на Урале. По словам первого заместителя главы МЧС России Юрия Воробьева, на "первом месте" стоит не высокогорный и труднодоступный Кавказ, а обычные причерноморские склоны Западного и Северного Кавказа. Статистика свидетельствует, что ЧП случаются реже в малоосвоенных регионах, посещаемых достаточно опытными туристами.

По мнению Легошина, "дело в... безответственности и отсутствии культуры безопасности". "Мы, к примеру, не любим кататься на подготовленных склонах, нам нужно на новые и необкатанные. Ну даже если собрался ты идти на новый склон, зайди в спасательную службу, спроси, можно ли там кататься. Никто насильно держать не будет, но скажут, что здесь еще до тебя человек двадцать погибло, а сейчас опасность схода лавины, так что не советуем", - говорит спасатель.

Каждое утро спасателей на Эльбрусе начинается с битвы за таблички и красные ленты. К услугам гидов, которые рассказали бы, как страшно угодить в огромный снежный ком, где почти нет шансов выжить, никто не обращается, сетуют спасатели. Многие лыжники не считают нужным обзаводиться биперами и карманными радиомаяками, которые являются единственной надеждой на спасение попавшего под лавину.

По подсчетам спасателей, только час полета вертолета стоит около 1500 долларов. Спасательное судно обходится в несколько раз дороже. В расходы надо включить работу самих спасателей, медикаменты, питание. На спасение туриста чаще всего требуется не один час и не единственный отряд спасателей. Деньги на это идут из бюджета - городского, областного или федерального, так что не исключены ситуации, когда авиаторам может не хватить денег на топливо. Конечно, цена спасательной операции ниже цены человеческой жизни, но введение обязательного страхования сильно бы облегчило труд спасателей, считают специалисты.

Первый заместитель главы МЧС РФ Юрий Воробьев предложил возложить расходы по  спасению туристов, путешествующих по России, на страховые компании, обязав турфирмы продавать страховые полисы. Он считает нужным "урегулировать деятельность турфирм на уровне местного законодательства. Во-вторых, вовлечь в этот процесс страховые компании. В-третьих, обязать организаторов туристических маршрутов обязательно исследовать и оценивать их с точки зрения безопасности". По мнению Юрия Воробьева, следует ввести регистрацию туристов: "И они обязательно должны получать необходимую методическую поддержку в туристических организациях или спасательных отрядах, сообщать данные о маршруте, иметь связь со спасательными службами".

Юрий Воробьев понимает, что нельзя запретить людям "идти туда, куда они хотят". Но предотвратить беду, по его словам, не так сложно: "Проще простого прийти, зарегистрироваться, указать маршрут, поинтересоваться условиями на маршруте, получить рекомендации, организовать связь и так далее. Посоветуйтесь, возьмите частоты наших радиостанций, если у вас свои радиостанции. Если нет, мы дадим наши средства связи, дадим датчики, которые позволяют сообщить о ЧП. Мы порекомендуем необходимое дополнение к вашей экипировке. Наконец, мы посоветуем вам не идти туда, где опасно. Люди сами тоже должны заботиться о своей безопасности, хотя бы проявлять минимальную осторожность, а не быть "дикарями" по отношению к самим себе".

Андрей Легошин сожалеет, что в Кодексе об административных нарушениях нет ни слова о диком туризме, дайвинге, стритрейсинге, тогда как во многих странах с нарушениями техники безопасности борются административным путем. Например, на американских горнолыжных курортах работает так называемый "снежный патруль" - опытные горнолыжники-добровольцы, которые патрулируют окрестности. За выезд за пределы огороженной трассы незадачливый горнолыжник рискует получить крупный штраф прямо на месте. На французских горнолыжных курортах с нарушителями тоже борются с помощью экономических мер: обязательная страховка не покрывает все случаи. И если, к примеру, горнолыжник сломал ногу, скатываясь с горы в нетрезвом виде, страховщики здесь не помогут. Лечение и авиаперевозку придется оплачивать самому.

В Австрии горнолыжников, выехавших за пределы трассы, сразу же останавливает лыжный патруль. Нарушителю светит как минимум штраф прямо на месте, как максимум - остановка ски-пасса и запрет на катание. Если нарушитель попался второй раз в не пригодном для катания месте - вход на склон для него будет закрыт. Польские власти также поставили на лыжи полицейских, которые штрафуют и арестовывают нарушителей на горнолыжных курортах.

В Эстонии с начала весны и до начала навигационного периода действует запрет для частных лиц на выход на лед. Нарушающим его рыбакам грозят серьезные штрафы.

В России каждую весну с точностью до деталей повторяется одна и та же картина. Как только температура воздуха становится плюсовой, спасатели начинают обращаться к рыбакам через средства массовой информации с просьбами не выходить на лед. Но те все равно выходят, а потом в разных регионах начинают откалываться огромные льдины с несколькими сотнями человек, и вся страна начинает следить за ходом спасательных операций. В некоторых регионах есть свои законы, в соответствии с которыми снятых со льдин людей штрафуют на сумму, равную нескольким минимальным размерам оплаты труда. Поэтому спасателям в этих районах иногда приходится еще и бегать за спасенными после их доставки на берег. Но на федеральном уровне такой ответственности не предусмотрено. В ответ на инициативы представителей МЧС некоторые чиновники и общественные деятели говорят, что запрет на ловлю рыбы в период оттепели ущемляет права человека, поскольку дрейфующие на льдинах люди не причиняют вреда окружающей среде.

Спасать дрейфующих на льдине людей в последние годы стало намного труднее, чем раньше. Еще не так давно они приходили на льдины пешком и при появлении спасателей безропотно занимали места в вертолетах. Теперь же рыболовы-любители все чаще приезжают на машинах, вместе с которыми и начинают дрейфовать. А когда на льдину высаживаются спасатели, некоторые из них заявляют, что без своего автомобиля никуда не отправятся, и их приходится долго уговаривать бросить имущество ради спасения жизни.

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала