Команда "Макларен" лишена всех очков в Кубке конструкторов чемпионата мира "Формулы-1" 2007 года и оштрафована на 100 миллионов долларов. Такое решение было принято в четверг по итогам второго заседания Всемирного совета автоспорта, прошедшего в Париже. На нем рассматривались новые доказательства по делу об утечке технической информации из "Феррари" в "Макларен".
Первое заседание совета прошло 26 июля. По его итогам было подтверждено, что "Макларен" владел конфиденциальными данными "Феррари", но не нашлось доказательств, что британская команда использовала их и получила за счет этого преимущество. Поэтому "Макларен" в тот раз фактически не был наказан. В "Феррари" остались недовольны этим решением и заявили протест через итальянскую автомобильную федерацию, после чего Международная федерация автоспорта (ФИА) назначила на 13 сентября апелляционное слушание дела.
Незадолго до оглашения официального вердикта в ряде СМИ прошла информация о том, что "Макларен" полностью исключен из чемпионата мира "Ф-1" на 2007 и 2008 годы. Однако впоследствии выяснилось, что это был лишь один из вариантов возможного наказания для команды Рона Денниса. В итоге "Макларен" потерял все очки в зачете Кубка конструкторов, но его пилоты Фернандо Алонсо и Льюис Хэмилтон сохранят все баллы, набранные в сезоне 2007 года. FIA заранее пообещала, что если Хэмилтон и Алонсо будут сотрудничать с федерацией, то никаких санкций к ним применено не будет. Так что команда может считать, что легко отделалась, несмотря на то, что в истории спорта столь огромного штрафа - $100 миллионов - еще не выносилось.
Сейчас за четыре "Гран-при" до финиша чемпионата Хэмилтон лидирует в личном зачете с 92 очками, Алонсо идет вторым, отставая на три пункта. Их ближайший преследователь Кими Райкконен ("Феррари") набрал 74 очка.
До решения Всемирного совета автоспорта "Макларен" лидировал в Кубке конструкторов со 166 очками. Таким образом, этот титул почти наверняка достанется "Феррари", в активе которой 143 очка.
Шпионский скандал разгорелся в "Формуле-1" летом, когда "Феррари" инициировала судебный иск против одного из своих инженеров Найджела Степни (предположительно, по обвинению в саботаже). До этого, в мае на "Гран-при Монако", в топливных баках машин "Скудерии" был обнаружен таинственный белый порошок, причем подозрение в саботаже пало именно на Степни.
В первых числах июля Степни был уволен из "Феррари", а "Макларен" отстранил от исполнения обязанностей своего главного конструктора Майка Кофлэна, в квартире которого была найдена техническая документация "Феррари".
Как заявил босс Ferrari Жан Тодт, бывший сотрудник его команды Найджел Степни в отместку за то, что ему отказали в повышении, передал теперь уже бывшему шеф-дизайнеру McLaren Майку Кафлину 780 страниц технической документации Ferrari. Самое ценное в ней представляли данные о том, как совместить машину с покрышками Bridgestone, на которых с этого сезона, после ухода из "Формулы-1" Michelin, выступают все команды.
Ferrari, уже более десяти лет являющаяся эксклюзивным партнером Bridgestone, накопила огромный опыт по использованию резины японской компании FIA получила информацию о том, что доказательства того, что McLaren использовал наработки Ferrari в своих автомобилях, могут содержаться в электронной переписке пилотов британской команды -- лидера чемпионата мира Льюиса Хэмилтона, занимающего второе место двукратного чемпиона мира Фернандо Алонсо и тест-пилота McLaren Педро Де Ла Росы. Всем им было велено предоставить в распоряжение FIA копии писем, направленных друг другу. В них, как оказалось, действительно содержались данные, уличающие McLaren. В частности, Алонсо и Де Ла Роса обсуждали, как улучшить поведение машины, используя данные о покрышках из документации Ferrari.
Надо отметить, что решение FIA не окончательное. McLaren сохраняет право на апелляцию. Шеф итальянцев Рон Деннис считает, что у команды есть все основания на подачу апелляции.
"Пилоты, инженеры и все сотрудники команды дали показания, согласно которым никто из них не владел информацией, имевшейся в распоряжении Майка Кафлена, и не использовал ее. Поэтому вынесенный приговор несправедлив и будет обжалован", - говорится в заявлении "Макларен".
Шпионаж существует столько, сколько существуют автогонки.
В далекие дни, когда уровень продаж напрямую зависел от гоночных успехов, а за место под солнцем боролись сотни маленьких автомобильных компаний, конкуренция была ничуть не слабее, чем в "Формуле-1" сейчас. В 1913 году автомобиль Peugeot под управлением Дарио Реста отправился в рекламную поездку по Англии. Реста был другом руководителя Sunbeam Луи Коаталена и эти двое обедали у Коаталена дома в Уолверхэмптоне. А пока они кушали, инженеры Sunbeam "позаимствовали" Peugeot, разобрали его до винтика и все необходимое измерили. К утру машина была в исходном виде, а в следующем году Sunbeam стала гораздо более грозным соперником для Peugeot, хотя обе команды уступили мощи нового Mercedes.
Этот Mercedes был конфискован английским правительством, когда машина Кристиана Лойтеншлагера, выигравшая Большой Приз Франции, оказалась в Великобритании в 1914 году. Правительство отправило автомобиль на фабрику Rolls-Royсe в Дерби. Вскоре Rolls-Royсe уже производила двигатели, удивительно похожие на двигатели Mercedes.
Есть определенная ирония в истории команды Формулы-1 Shadow. Команда была основана Доном Николсом, американцем, работавшем в японском автоспорте в конце шестидесятых годов. Но на самом деле это было прикрытием, а Николс выполнял задания ЦРУ в отношении войны во Вьетнаме. И, тем не менее, его команда Shadow добилась успехов в "Формуле-1". Однако в конце 1977 года группа сотрудников команды во главе с конструктором Тони Саутгейтом ушла из Shadow и организовала новую команду Arrows.
Новая команда построила свою машину всего за 53 дня, и Николсу ничего не оставалось, кроме как подать на Arrows в суд, поскольку было очевидно, что Arrows FA1 является точной копией еще не представленной широкой публике Shadow DN9, над которой Саутгейт работал до своего ухода. В последующие месяцы Arrows добилась определенных успехов, включая второе место на Гран-При Швеции, однако потом Высший Суд Лондона запретил команде использовать эту машину.
Семидесятые годы стали свидетелями действительно множества таких случаев. Не было лучшего способа скопировать чужие изобретения, чем вблизи изучить быстрые машины. В 1979 году Lotus уступила свое техническое превосходство команде Williams, и на Гран-При Австрии Колин Чепмен дал менеджеру команды Питеру Коллинзу задание: собрать информацию по Williams FW07. Коллинз измерил заднюю подвеску Williams, которая была несильно разбита во время уорм-ап и осталась без надзора, накрытая брезентом. Довольный работой, он вернулся в боксы и получил упрек от Чепмена за то, что заодно не измерил и переднюю подвеску. Коллинз вернулся обратно, но на этот раз попался.
В то время Williams вообще была популярной мишенью для шпионажа. Незадолго до своей смерти в 1999 Доктор Харви Постлтвейт рассказал друзьям, что, будучи техническим директором Ferrari, летом 1980 года в Хоккенхайме с несколькими помощниками проник в боксы Williams. В то время Ferrari использовала слабую 312-T5 и Постлтвейт хотел побольше узнать об успешной FW07. Постлтвейт и механики Ferrari провели всю ночь в боксах Williams.
Обвинения в шпионаже появляются с завидной периодичностью, а время от времени сотрудников соперничающих команд обнаруживают в таких местах, где их не должно быть по определению. Например, механики McLaren однажды обнаружили в своем трейлере специалиста по аэродинамике другой команды - и заперли его там.
Не гнушаются команды и шпионажем при помощи третьей стороны, хотя все и всегда это осуждают. Они покупают у фотографов изображения машин соперников и детально изучают их. Время от времени можно видеть перебранку на пит-лейн, когда фотограф, известный своим сотрудничеством с некоторой командой, подбирается слишком близко к машине другой команды.
Фотографы отвечают, что их действия всего лишь отвечают потребностям команд и принципиально не отличаются от того, когда команда записывает звук двигателя соперников и с помощью резонансных алгоритмов определяет рабочие обороты этого двигателя. Вопрос лишь в том, как разграничить допустимое и недопустимое.
Лучшим примером этого является случай, произошедший в Австрии в 1997 году, когда фотограф Даррен Хит засунул свою камеру в кокпит покинутого McLaren Мики Хаккинена (его двигатель сгорел через круг после старта) и преподнес миру изображение третьей педали, которая, как рассказывали, являлась неотъемлемой частью специальной тормозной системы, помогающей машине входить в повороты.
А вот саботаж в Формуле-1 встречается гораздо реже. В 1991 году команда Leyton House пострадала в Финиксе на Гран-При США именно по этой причине, когда оказалось, что была перерезана проводка в кокпите и повреждены тормоза.
В 2001 году Renault рассказала, что компьютеры команды были атакованы бывшими членами восточногерманской секретной полиции Штази, которые удалили большую часть информации по двигателю с широким углом развала цилиндров.
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников