8 сентября состоялось вручение наград 64-го Международного кинофестиваля в Венеции. Несмотря на то, что главного венецианского "Золотого льва"второй раз подряд взял китайский режиссер Энг Ли - за фильм "Порочная связь" - Россия оказалась в центре самого пристального внимания и зрителей, и критиков: режиссер Никита Михалков получил специального "Золотого льва" за фильм "12". За сутки до вручения "Золотого льва" Венеция посмотрела "12" и "Львов" получилось два - так бывает, когда у жюри разошлись мнения. Специальный "Золотой лев" достался российскому кинорежиссеру Никите Михалкову, с формулировкой "за фильм в совокупности", а также "за способность с великим гуманизмом и пониманием исследовать бытие во всей его сложности". Насколько закономерны итоги Венецианского фестиваля? На вопросы РИА Новости ответили эксперты.
Во-первых, формулировка: "За совокупность работы всей съемочной группы..." Это ложка меда, но с привкусом обидной горечи. Во-вторых, есть ощущение того, что это "договорная игра" и "договорная награда". Люди, немного знакомые с кухней фестивальных триумфов, понимают, что утешительные призы даются либо с тем, чтобы поощрить молодого, обещающего кинорежиссера, либо в порядке расплаты за услугу. Первое здесь исключено. Второе напрашивается само собой.
Венеция "расплатилась" с Михалковым за честь предоставления картины в конкурс, несмотря на клятвенное обещание последнего не участвовать в соревнованиях после памятного Канна, где он со своими "Утомленными солнцем" проиграл Тарантино с его "Криминальным чтивом". Теперь он сказал в одном из интервью, что тогда он обиделся не на то, что ему не дали пальмовую ветвь, а на то, что ему твердо обещали ее дать и не дали.
Что ему пообещали на сей раз, мы не знаем. Бартерные отношения на престижных кинофестивалях, разумеется, не доказуемы, но они, как договорные игры в футболе, слишком очевидны и все чаще становятся их неотъемлемой частью.