Михаил Цыганов, обозреватель РИА Новости (Джакарта)
Спектр возможностей для российско-индонезийского взаимодействия в области науки и техники чрезвычайно широк, и имеется сразу несколько областей, где две страны хотели бы сотрудничать, заявил в интервью РИА Новости в преддверии предстоящего в четверг визита в Индонезию президента РФ госминистр по вопросам науки и технологии Индонезии Кусмаянто Кадиман.
По его мнению, этот потенциал особенно велик в таких областях, как аэрокосмическая и атомная энергетика. Особенный интерес у индонезийской стороны вызывает совместный проект "Воздушный старт" на расположенном в непосредственной близости от экватора острове Биак (провинция Папуа).
"Мы знаем, что с использованием технологии из России, с этим огромным самолетом "Руслан" мы можем поместить внутрь него несущую спутники ракету", - говорит собеседник агентства.
"Обычно ракету запускают с земли или из моря, но на этот раз ракета и спутник окажутся внутри взлетевшего с Биака огромного самолета, - продолжает он. - Затем на определенной высоте над землей будет произведен запуск ракеты. Таким образом, вывод спутника на орбиту будет стоить намного дешевле".
По мнению министра, работа над проектом продвигается успешно, однако для его успешного осуществления еще необходимо решить несколько стратегических вопросов. Большой интерес индонезийской стороны, по его словам, вызывает также сопутствующая возможность ознакомиться с мирном применением ракет: для исследований погоды и т.д.
Другой потенциальной областью для сотрудничества являются планы Индонезии по строительству атомной электростанции (АЭС), о чем говорилось в ходе прошлогодней встречи президентов двух стран в Москве, продолжает министр.
"В соответствии с нашим национальным планом развития энергетики мы хотели бы ввести ее в строй к 2016 году, - отмечает он. - Эта дата может показаться отдаленным будущим, но когда мы говорим о строительстве АЭС - особенно первой, - на самом деле, остается не так уж много времени. И если мы проведем тендер в 2008 году, восьми последующих лет хватит только-только".
"Наши президенты договорились о сотрудничестве в принципе, и теперь беремся за работу мы - на техническом уровне", - говорит Кусмаянто Кадиман. - В мире есть не более шести стран, которые обладают технологией для (строительства) АЭС, и Россия - одна из них. Конечно, сама Индонезия пока не в состоянии построить и разработать собственную атомную электростанцию. Так что нам понадобится передача технологии".
В сфере оборонных технологий Индонезия хотела бы не только увеличить число закупленных в России истребителей "Сухой", но и должным образом оснастить их - предпочтительно произведенным на месте оборудованием, подчеркивает собеседник агентства.
"Сейчас мы работаем над тем, как заставить наших "Сухих" приземляться с применением наших собственных аэрофинишеров", - говорит он. Это позволит боевым самолетам приземляться на более коротких взлетно-посадочных полосах и в намного большем числе аэропортов Индонезии.
Значительный интерес официальной Джакарты вызывает и мирная российская авиация, включая использование самолетов во время стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, рассказывает министр.
"Кстати, именно я рекомендовал в прошлом году воспользоваться российскими (самолетами-амфибиями) Бе-200 для тушения лесных пожаров на Суматре и Калимантане, хотя само решение принял (наш) президент", - говорит он.
"Для Индонезии очень важно иметь доступ к проверенной российской технологии", - заключает Кусмаянто Кадиман.