Рейтинг@Mail.ru
Почему Ватикан не причисляет мать Терезу к лику святых - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Почему Ватикан не причисляет мать Терезу к лику святых

Читать ria.ru в
Дзен

В самых разных странах - от Индии и Бангладеш до Великобритании и Албании - сегодня пройдут богослужения памяти великой подвижницы - матери Терезы, которая скончалась ровно 10 лет назад.

О ней говорят как о лауреате Нобелевской премии, основательнице международного Ордена милосердия, всемирно известной покровительнице больных и убогих, и за всей этой позолотой уже с трудом угадывается живой человек.

Мать Тереза (Агнесс Гонджа Бояджи) родилась в семье албанцев-католиков в Скопье (Македония) 26 августа 1910 года. Семнадцатилетней девушкой она приплыла на корабле в Индию, будучи монахиней ордена лоретанок. Вскоре она оставила тихую обитель и окунулась в самую гущу калькуттских трущоб, где основала собственную миссию для помощи людям, которые рождались и умирали в нищете. Она стала носить белое сари с голубой каймой и распятием, приколотым на плече.

В Орден милосердия, который она основала, на первых порах входила всего дюжина монахинь, которые ютились в калькуттской лачуге. В настоящее время эта крупнейшая гуманитарная организация насчитывает 4,5 тыс. сестер, несущих служение Богу и людям в 133 странах мира.

Потрясенная чудовищными условиями жизни на калькуттском "дне", ради помощи больным и сиротам Тереза не стала жалеть ни себя, ни сестер-монахинь. Только самые преданные из них могли выдержать строгий режим конгрегации: обязательную ежедневную молитву в четыре часа утра, отсутствие имущества, кроме одной смены одежды, рацион беднейшего населения и 16-часовой рабочий день. Вскоре, заручившись поддержкой городских властей, она открыла приют для брошенных детей, лепрозорий, дом престарелых и мастерскую для безработных. Проработав 10 лет в Калькутте, Тереза начала открывать миссии по всему миру. Центры Ордена милосердия были открыты в Венесуэле, на Цейлоне, в Танзании, на Кубе и в других местах. В 1979 году ей присудили Нобелевскую премию мира, которую она пожертвовала на строительство приютов для бедных, в частности, для больных проказой.

Именно усилия матери Терезы заставили Запад вспомнить свой христианский долг: необходимость помогать нищим и убогим не только в своих странах, но и во всем мире. Эта маленькая щуплая женщина успевала помогать нищим Калькутты, мирить враждующие группировки в Ливане, бороться против апартеида в ЮАР. Феминистки не могут простить ей слов в защиту убиваемых младенцев: "Я вижу величайшую угрозу миру в абортах, поскольку они представляют собой настоящую войну, убийство, осуществляемое матерью".

При этом мать Тереза оставалась удивительно скромным человеком. Когда созданный ею Орден милосердия располагал уже миллионными капиталами, она продолжала ходить в простом индийском сари и грубых сандалиях. Люди, не понимающие сути ее веры, говорили о "странностях" подвижницы. Ходили истории, как в поисках возможности дешевого перемещения в пространстве она предложила себя Air-India в качестве стюардессы. К сожалению, ей отказали.

В 2003 мать Тереза была причислена к лику блаженных. Иоанн Павел II так восхищался ею, что отошел от правил и разрешил начать процедуру беатификации до прошествия пятилетнего срока со дня ее кончины.

Беатификация - причисление к лику блаженных - служит необходимым начальным этапом в процедуре канонизации.

Разграничение между беатификацией и канонизацией ввел в 1642 году Папа Римский Урбан Восьмой. По католической традиции, праведник, прошедший беатификацию, получает право называться блаженным. Только после этого может начаться процесс его канонизации - причисления к лику святых. Эти процедуры занимают весьма длительное время. Сначала в Ватикан представляется обширное досье на кандидата в блаженные или святые, содержащее документы и свидетельства, которые подтверждают его благочестивую жизнь, а главное - хотя бы одно чудо из его жизни, например, неожиданное исцеление тяжелобольного или какое-то другое сверхъестественное событие, чему есть живые свидетели.

Затем проводится некое подобие судебного процесса, на котором заслушивают показания как сторонников канонизации, так и его противников, то есть тех, кто не верит в чудеса, сотворенные кандидатом. Когда-то такого обвинителя специально назначали, называя "адвокатом дьявола".

Если процедура завершается в пользу кандидата, его досье поступает на рассмотрение в Конгрегацию по делам святых, где его изучает другая комиссия, которая должна определить, не имеет ли приписываемое кандидату чудо научного или хотя бы логического объяснения.

Если комиссия не находит такого объяснения, Конгрегация подтверждает, что чудо действительно имело место и совершил его именно кандидат. После этого Папа Римский подписывает соответствующий официальный акт о провозглашении нового блаженного или святого.

После беатификации римско-католическая церковь начала работу по причислению матери Терезы к лику святых. Но для канонизации необходимо подтвердить совершение как минимум двух чудес, а у матери Терезы - только одно: считается, что она излечила индийскую женщину от рака.

Не исключено, что сомнения Святого Престола связаны и с опубликованными недавно письмами, в которых Тереза признается в кризисе веры. В начале сентября в Италии вышла в свет книга с частной перепиской матери Терезы за 66 лет. В письмах она часто говорит о том, что "не слышит Бога", о "духовной пустоте" и "мистическом кризисе".

В письме преподобному Майклу ван дер Питу она писала: "Христос очень любит вас. Что же касается меня, то вокруг меня царят такие тишина и пустота, что я смотрю и не вижу, слушаю и не слышу. Язык шевелится (в молитве), но слова не произносятся".

В 1958 году она признавалась, что между ее поведением на публике и внутренним состоянием лежит настоящая пропасть: "Моя улыбка - большой покров, за которым скрывается масса боли". В другом письме есть такие слова: "Ввергнутые в Ад обречены на вечные муки, потому что решились утратить Бога. В своей душе я чувствую чудовищную боль этой утраты. Мне кажется, что я не нужна Богу, что Бог - это не Бог и что в действительности его не существует".

Судя по переписке, ее мучения начались в то самое время, когда она начала ухаживать за больными бедняками в калькуттских трущобах, и не прекращались ни на минуту до самой ее смерти, за исключением краткого перерыва в 1959 году.

Опубликовавший книгу канадский священник Брайан Колодейчук участвовал в процессе беатификации матери Терезы. На заседании епархиального трибунала он представлял свидетельства и аргументы в ее пользу. Колодейчук считает, что кризис веры матери Терезы не означает, что Бога нет. "Отсутствие" Бога в ее жизни, по словам священника, было частью божественного дара, который позволил ей творить чудеса милосердия.

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала