История рождения передачи "Спокойной ночи, малыши! " берет начало в 1963 году, когда главный редактор редакции программ для детей и юношества Валентина Ивановна Федорова, будучи в ГДР, увидела мультипликационный сериал, рассказывавший о приключениях песочного человечка. Так появилась идея создать в нашей стране вечернюю программу для детей. 1 сентября 1964 года на экраны вышел ее первый выпуск. В создании программы принимали участие Александр Курляндский, Эдуард Успенский, Андрей Усачев, Роман Сеф и другие. Первоначанально предлагалось название "Сказка на ночь".
"Спят усталые игрушки..." - пел перед сном малышам актер Олег Ануфриев, затем его сменил голос певицы Валентины Толкуновой. Музыку к песне «Спят усталые игрушки» написал композитор Аркадий Островский, стихи - поэтесса Зоя Петрова. Заставка в виде пластилинового мультфильма была сделана Александром Татарским.
В конце 80-х на некоторое время сменилась заставка и колыбельная песня. Вместо телевизора и сидящих вокруг него игрушек появился рисованный сад, птицы. Новая песня "Спи, моя радость, усни..." (музыка Моцарта и Б. Флиса, русский текст С. Свириденко) исполняла Елена Камбурова.
Первые выпуски были в виде картинок с закадровым текстом. Об этом периоде существования передачи вспоминает один из ее первых режиссеров Наталия Викторовна Сокол:
"В те далекие годы наряду со многими запретами нельзя было давать сказки с продолжением на следующий день. В нашей передаче запрещенными (почему?) оказались мультфильмы. Вместо них я заказывала рисунки лучшим художникам-мультипликаторам студии "Мультфильм" - Льву Мильчину, Вадиму Курчевскому, Николаю Серебрякову, Вячеславу Котеночкину, Тамаре Полетике. За небольшой гонорар они делали чудесные рисунки, которые шли в кадре, а текст читали за кадром".
Затем появились кукольные спектакли и небольшие пьесы. С первыми нотами знакомой мелодии к малышам стали приходить на домашний телеэкран "гости". Сначала ими были Буратино и зайчик Тепа - 1964 год, в следующем году к ним присоединились собачка Чижик, Алеша- Почемучка и Кот, еще через год появились на свет Шишига и Энек-Бенек. В телепередаче стали участвовать новые куклы из театра Сергея Образцова - Шустрик и Мямлик. Кроме того, участниками передачи были дети 4-6 лет и театральные актеры, которые рассказывали им сказки.
Первым в ныне известной пятерке персонажей появился Филя. Это радостное для малышей и их родителей событие случилось 20 мая 1968 года. Прототип нынешнего всеобщего любимца был найден редактором передачи "Спокойной ночи, малыши! " Владимиром Шинкаревым, который и придумал собачке это имя.
Днем рождения Хрюши считается 10 февраля 1971 года. Перед телезрителями за столом сидел зайчик Тепа, появилась ведущая "тетя Валя" (Валентина Леонтьева): - Здравствуйте, ребята! Здравствуй, Тепа! Ой, меня кто-то стукнул по ноге. Тепа, ты не знаешь, кто это? - Знаю, тетя Валя. Это поросенок. Он у меня теперь живет. - Тепочка, а почему он под столом-то живет? - Потому, тетя Валя, что он очень непослушный и не хочет выходить из-под стола. - Как тебя зовут, поросенок? - спросила, заглядывая под стол, Валентина Леонтьева. И в ответ услышала: "Хрюша".
Ведущими в разное время были Владимир Ухин (дядя Володя), Валентина Леонтьева (тётя Валя), Татьяна Веденеева, Ангелина Вовк, Татьяна Судец, Юрий Григорьев, Юлия Пустовойтова, Дмитрий Хаустов. В настоящее время ведущими являются актриса Анна Михалкова, Оксана Фёдорова, актёр Виктор Бычков.
Сейчас передача выпускается телекомпанией "Класс! ". До того, как укорениться на телеканале Россия, она выходила на телеканалах «ОРТ» (1991-2001), "Культура" (2001-2002). "Спокойной ночи, малыши! " трижды получала премию "ТЭФИ" (в 1997, 2002, 2003) в номинации "лучшая детская программа" и стала героем "Книги рекордов России" как старейшая телевизионная программа для детей.
На своем долгом экранном веку "Спокойной ночи" повидала и пережила всякое.
Чаще всего тучи сгущались над Хрюшей. В начале 1980-х новый руководитель редакции детских программ возмутился: все куклы в передаче моргают, а Хрюша - нет. Вопрос вынесли на ближайшую коллегию Гостелерадио, которая приняла решение заменить кукол людьми. Но возмущению миллионов зрителей не было предела, и через два месяца куклы заняли привычные места. А в начале перестройки на Хрюшу ополчились советские мусульмане, написав гневное письмо в правительство: "Уберите из кадра свинину. Наша религия не позволяет есть нечистое мясо..." На что редактор программы Людмила Ермилина отвечала: "В Коране сказано, что свиней есть нельзя, а смотреть на них Аллах вовсе не запрещает".
До 2002 года Хрюша разговаривал голосом Натальи Державиной. Старейший работник программы Наталья Владимировна Державина своему любимому поросенку посвятила жизнь. "Он иногда полностью выходит из-под контроля, - говорила она сама в интервью. - Как ляпнет что-нибудь, мне даже извиняться приходится. За него - не за себя. Я-то знаю, что не могла бы сказать такое ни при каких обстоятельствах! Иногда мне кажется, что у нас просто общее кровообращение. А вообще-то во мне столько же дури, сколько и в этом негодяе..." Ее запоминающийся голос с хрипотцой знают все, а ее дом был буквально завален игрушечными свиньями - подарками от друзей и зрителей. После того, как Наталья Державина скончалась, Хрюша стал говорить голосом Оксаны Чабанюк.
Первым актером, с помощью которого обрел голос Филя, был Григорий Толчинский. Он любил шутить: "Уйду на пенсию, издам книгу "Двадцать лет под юбкой тети Вали". Актер ушел из жизни, когда ему было чуть за 50. Сменивший его молодой Игорь Голуненко, проработав в программе не больше двух лет, уехал в Америку, где погиб в автокатастрофе. Сегодняшний отец Фили - актер Сергей Григорьев.
Очень долго не могли найти характер Каркуши. Многие актрисы, пробовавшиеся на ее роль, так и не смогли вжиться в образ забавной вороны, пока в "Спокойной ночи" в уже достаточно уважаемом возрасте не пришла Гертруда Александровна Суфимова. Она настолько сжилась со своей подопечной, что представить Каркушу другой было уже невозможно. В 1998-м, на 72-м году жизни, актриса умерла. Ворона поселилась на руке актрисы Галины Марченко.
Степашку «озвучивает» Наталья Голубенцева. Она и в жизни иногда пользуется голосом своего персонажа:
"Я даже вклеила в свое удостоверение заслуженной артистки, хотя этого не полагается, свою фотографию со Степашкой и ее показываю. Был случай, когда мы ехали по правительственной трассе на Рублевском шоссе и искали дорогу, нужно было куда-то повернуть. Я сидела с картой, муж Миша за рулем. Смотрю - стоит будочка, а в ней - милиционер. Я говорю: "Миша, остановись, узнаем дорогу". А там останавливаться нельзя. Милиционер выходит из будки, я бегу к нему с картой, а он мне машет палкой: "Вы что? Здесь нельзя... " Я говорю: "Понимаете, мы тут с Хрюшей и Степашкой едем к детям в лагерь... " Вдруг у него лицо меняется: "Степашка? Я вас очень прошу, пойдемте ко мне в будку, позвоните моей дочке, скажите что-нибудь Степашкиным голосом... " Забыл и про штраф, и про все на свете".
К каждой кукле относятся очень бережно - в студию их приносят только на период съемок, а все остальное время зверушки проводят в специальном хранилище. Там за ними ухаживают: чистят, расчесывают, переодевают. Здесь же, в картонных коробках, сложен и весь кукольный гардероб. У Фили и Степашки, например, имеются свои фраки с бабочками. У Хрюши - настоящая "косуха" с заклепками, у Каркуши - бесчисленное количество бантов.
Самих кукол обновляют примерно каждые три года, а износившиеся комплекты отправляются в то же хранилище. За 37 лет и не счесть, сколько там накопилось Хрюш, Степаш, Каркуш и Филь. Кстати, однажды руководство программы решило заказать новых кукол в Англии. Отправили англичанам макеты, фотографии. Но в результате импортные зверята оказались абсолютно не похожи на родных.
"К своим куклам мы относимся, как к детям, - рассказывает художник-постановщик Татьяна Артемьева. - Одеваем, обуваем, заботимся и даже гримируем их иногда. Хрюша, например, раньше был сделан из материала, который блестел, и его приходилось припудривать. А лет 7-8 назад его модернизировали, теперь его голова сделана из искусственной замши. Но мы все равно его пудрим, теперь для цвета".
После каждой съемки куклам полагается отдых: "Они нагреваются, как мы считаем, не от руки кукловода, а от энергии, которую он передает игрушке, чтобы та ожила. Поэтому после съемок куклы кладутся на специальную лестницу, где могут остыть, отдохнуть и поспать. Так что "спят усталые игрушки" - это про нас".
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников