Марианна Беленькая, политический обозреватель РИА Новости.
29 августа исполняется 110 лет со дня проведения Первого сионистского конгресса в Базеле. Именно тогда была создана Сионистская организация, а ее первым президентом стал Теодор Герцль. С тех пор споры о том, что такое сионизм, каким он должен быть и нужен ли он вообще - не утихают, причем не только внутри еврейской общины, разбросанной по всему миру, но и за ее пределами.
Отметим сразу - сионистское движение неоднородно, были и есть религиозные сионисты, практические сионисты и приверженцы политического сионизма. На разных исторических этапах они вели бурные споры, сходились и вновь расходились. Но у них была общая цель - создание Государства Израиль. Как было указано на конгрессе в Базеле, «сионизм стремится к созданию гарантированного международным правом национального очага для еврейского народа на Земле Израиля». Или же, переводя с бюрократического языка, речь шла о том, чтобы найти для евреев место, где бы они чувствовали себя в безопасности, не были бы чужими и могли развиваться как народ. Основатели сионизма считали, что без собственной земли, своего государства это невозможно.
Парадоксально, но именно мусульмане, и даже те, которые до сих пор, не желая признавать права Израиля на существования, употребляют термин «сионистское образование», наиболее верно определяют его суть. Израиль есть воплощение сионистской мечты, и именно сионистская идеология лежит в его основе. Это факт - без всяких оценок. И именно поэтому настоящим днем рождения Израиля можно считать 29 августа 1897 года - дату открытия Первого сионистского конгресса. Не случайно, что по завершении этого мероприятия Теодор Герцль написал в своем дневнике: «В Базеле я основал еврейское государство...». Тогда многие считали его безумцем, сегодня государство Израиль существует. Другой вопрос, что и спустя почти через 60 лет после его основания не утихают споры о том - каким оно должно быть, и какое в нем место должен занимать сионизм.
Процитирую слова из статьи Дэниэля Гордиса, вице-президента Фонда Манделя. Они были написаны спустя полгода после последней ливано-израильской войны. В русскоязычном Интернете эта статья появилась как раз к годовщине этого события. И это неслучайно.
«Нет, Израиль нельзя назвать неудачей. Государство - это большой успех. Но - и я буду продолжать настаивать на этом - оно не приносит евреям того, на что надеялись те, первые сионисты. И часть национальной депрессии имеет отношение именно к этому», - пишет Гордис.
Он подчеркивает, что первые идеологи сионизма обещали евреям, что если будет создано еврейское государство, то оно окажется единственным местом на земле, где евреи будут находиться в безопасности. И какое-то время казалось, что сионизм выполнил это обещание. Однако лето 2006 года положило конец иллюзии безопасности.
Публицист пишет о том, что многие израильтяне задаются вопросом - если сионизм не оправдал себя, то ради чего они строили страну на болотах, посылали своих детей воевать? И сам же дает ответ на это: целью Израиля была не государственность как таковая. Целью Израиля была надежда.
Неслучайно сначала сионистское движение, а затем и государство, приняли в качестве гимна стихотворение, называющееся «Надежда» (Хатиква). Речь о том, чтобы «быть свободным народом на своей земле, Стране Сиона и Иерусалима».
По мнению Гордиса, перестань сегодня Израиль существовать, это нанесло бы удар по всему еврейству. Он подчеркивает, что «народ не может стремиться к национальному суверенитету в течение двух тысяч лет, оказаться на грани исчезновения, возродиться и обрести Государство, а затем снова утратить его - и продолжать жить так, как будто все в полном порядке».
Безусловно, адресатами слов Гордиса могут стать многие члены еврейской общины, к примеру, Авраам Бург - бывший спикер Кнессета и сын одного из отцов-основателей государства Израиль. Его недавно вышедшая книга «Победить Гитлера» наделала немало шума. В ней он, в частности, пишет, что сионизм не освободил еврейский народ, а стал катастрофой, приведшей к созданию закрытого гетто, напоминающего концлагеря. Рецензия на книгу была опубликована в том числе и в арабской газете «Аш-Шарк аль-Аусат» под названием «Евреи против Израиля». Однако это не совсем так. Бург отрицает Израиль такой, как он есть сегодня, но не сам факт существования государства. Бург пишет о возвращении к «духовному сионизму», возрождении еврейской сущности, которая теряется за понятием «израильтянин». Он не одинок в своем мировоззрении, и подобные мысли высказывались евреями на протяжении всей истории сионизма.
С Бургом и его единомышленниками можно спорить по многим пунктам, в том числе о том, насколько существование евреев в Европе на протяжении последнего тысячелетия было безопасным. Ведь еще свежа в памяти история немецких евреев, мечтавших об ассимиляции и попавших в печи Освенцима, а за век до того подобные же мечты французских евреев были сломаны «делом Дрейфуса». И так из века в век. Теперь евреям диаспоры Израиль дает надежду.
Но, с другой стороны, мыслители, подобные Бургу, ставят очень серьезные вопросы - а может ли быть в современном мире демократическое государство исключительно «еврейским»? Может ли быть демократическим государство, чье законодательство во многом базируется на религиозных постулатах? Не ведет ли сионизм к расизму, и почему критика этой идеологии приравнивается к антисемитизму? Может ли, в конце концов, государство все время жить с ощущением, что «весь мир против него»?
На все эти вопросы израильтянам вне зависимости от их убеждений придется искать ответ - ради развития государства. А то, что никто сегодня не собирается отказываться от него - это тоже факт. Просто перед Израилем и еврейским народом стоят сегодня те же вопросы, что и перед Европой, Россией и многими другими. В первую речь идет о самоидентификации и выживании. Так, к примеру, после развала СССР россияне самозабвенно расправлялись с мифами прошлого и имперской советской идеологией. Но без мифов и идеалов, которые и создают идеологию, народ не может существовать. Европа поставила на первое место «пьедестала идеалов» толерантность и в какой-то момент утратила инстинкт самосохранения. Да и вне Европы многие страны, прежде всего мусульманские, решают дилемму сочетания демократии и религиозного образа жизни, глобализации и сохранения собственной идентичности.
Так и Израиль не имеет смысла без сионистской идеологии. Вот только какой она будет в современном мире?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции