Рейтинг@Mail.ru
Льготные лекарства: государство ищет поставщика - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Льготные лекарства: государство ищет поставщика

Читать ria.ru в
Дзен
Программа дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) трещит по швам. По итогам прошлого года неотоваренными остались порядка 20% рецептов. Министр Зурабов признает, что лекарств на программу ДЛО хватит лишь при условии, что россияне будут жить не больше 59 лет. Чтобы спасти ситуацию, Минздравсоцразвития планирует либо отдать ДЛО на откуп местным властям, либо сосредоточить поставки по программе в руках госкомпании.

Владислав Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.

Программа дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) трещит по швам. По итогам прошлого года неотоваренными остались порядка 20% рецептов. Министр Зурабов признает, что лекарств на программу ДЛО хватит лишь при условии, что россияне будут жить не больше 59 лет. Чтобы спасти ситуацию, Минздравсоцразвития планирует либо отдать ДЛО на откуп местным властям, либо сосредоточить поставки по программе в руках госкомпании.

Программа ДЛО была запущена 1 января 2005 года в рамках нацпроекта «Здоровье». По замыслу чиновников, централизованное выделение лекарств для инвалидов первой и второй группы стало бы хорошей альтернативой неэффективной системе льготных аптек. Схема поставок была следующей: государство ежегодно составляет перечень льготных препаратов (международные непатентованные названия) и выделяет деньги на их закупку, а затем проводит конкурс среди компаний-дистрибуторов, которые должны обеспечить этими лекарствами государственные и муниципальные аптеки.

Желание участвовать в программе изъявило больше десятка компаний, и по итогам конкурса более 77% поставок по программе ДЛО  (а значит и выделенных на них денег) разделили между собой четыре крупнейших игрока: «Протек», «СИА-Интернейшнл», «Биотек» и «Роста». Интерес дистрибуторов понятен: участие в госпрограмме гарантирует установленные объемы сбыта при отсутствии расходов на продвижение товара. К тому же, сосредоточив в своих руках финансовые потоки, компании устанавливали дистрибуционную наценку на лекарства в 50-60%, а порой и в 100%. Наконец, участие в госпрограмме помогало завоевать местные рынки. Как рассказал «РИА Новости» сотрудник одной из компаний, наладив поставки в рамках ДЛО в местные государственные и муниципальные аптеки, бизнесменам легче договориться с их руководством и о коммерческом сотрудничестве.
В 2005-м проблем с финансированием программы не возникло. Эксперты объясняют это тем, что около половины льготников вышло из программы, предпочтя денежные компенсации. А в следующем году ДЛО ожидал провал. Составляя бюджет на 2006 год, чиновники урезали расходы пропорционально количеству получателей лекарств, но не учли, что в программе остались тяжелобольные и инвалиды, нуждающиеся в дорогих лекарствах. А врачи, как полагают аналитики, по сговору с производителями, нередко выписывали больным необоснованно большое количество самых дорогих препаратов. В результате выделенные на программу 29 млрд руб. закончились через полгода. Всего же за 2006 год было выписано рецептов на 65-75 млрд руб. До сих пор, как признают в Минздравсоцразвития, в ряде регионов не отоваренными остаются порядка 20% рецептов.

Периодическое вливание денег из центра в тот или иной регион несколько смягчало проблему дефицита, но окончательно решить ее не могло, и власти взялись за поиск виновных. Ими оказались восемь чиновников Фонда Обязательного медицинского страхования (ФОМС), которые за взятки помогали коммерсантам стать участниками госпрограмм, в том числе ДЛО. ФОМС обещает разобраться и с недобросовестными врачами, выписывавшими рецепты в интересах компаний-производителей, а не своих пациентов. На прошлой неделе список «оборотней в халатах» пополнился бизнесменом - президентом «Протек» Виталием Смердоввым, который обвиняется в даче взятки тем самым чиновникам. Только ситуацию арестами уже не спасти: в 2007 году бюджет ДЛО составил примерно 35 млрд руб., а реальные затраты, по расчетам маркетингового агентства DSM Group, - около 55 млрд руб.

В Минздравсоцразвития нашли способ если не исправить положение, то отвести удар от себя: сейчас разрабатывается законопроект, по которому полномочия на проведение конкурсов и финансовые расчеты с дистрибуторами будут переданы местным властям. Правда, как стало известно «РИА Новости», в Минздравсоцразвития вызревает еще более радикальное решение - отстранить от участия в закупках лекарств частников и передать все полномочия создаваемой госкомпании - «Фармацевтическому логистическому комплексу» (ФЛК).  Предполагается, что ФЛК будет брать на реализацию лекарства у производителей и распределять их среди региональных дистрибуторов, а те поставлять препараты в аптеки. Услуги ФЛК будут оплачиваться производителями  в размере 2% от объема поставок. Федеральные дистрибуторы останутся не у дел, а государство уже в будущем году может сэкономить 4 млрд руб. бюджетных денег.

Но в реализации этого проекта есть проблема, считает руководитель отдела исследований Центра маркетинговых исследований «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов. Построить такую компанию с нуля можно не раньше 2009 года. Альтернативой новой госкомпании могло бы стать создание госдистрибутора на базе одного из крупных частных игроков. Претендентами на эту роль участники рынка называют компании «Протек» и «Биотек», у которых на поставки в ДЛО приходится соответственно 30% и 65% от оборота. «Протек» к тому же - лидер по количеству эксклюзивных контрактов с производителями лекарств. Некоторые наблюдатели не исключают, что недавний арест главы «Протека» -  первый шаг государства по установлению контроля над компанией.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала