Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Приемная комиссия сочла Юрия Никулина недостаточно киногеничным

Читать ria.ru в
Еще на войне Юрий Никулин думал о том, чем будет заниматься в мирной жизни, и когда пришел с фронта, решил поступать во ВГИК, однако получил отказ. (Фотолента "День памяти Юрия Никулина")

Клоуном Юрий Никулин мечтал стать с детства. В своей книге "Почти серьезно" Никулин вспоминает свое первое посещение цирка, куда его в пятилетнем возрасте привел отец.

Он пишет: "Мне настолько понравилось в цирке и так запомнились клоуны, что захотелось, как и многим детям, во что бы то ни стало стать клоуном. Из ситца с желтыми и красными цветами мама сшила мне клоунский костюм... Я пошел в гости к одной девочке из нашего двора, у которой устраивали костюмированный вечер. Кто-то из ребят оделся врачом, кто-то изображал подснежник, одна девочка пришла в пачке и танцевала. А я - клоун и понял, что должен всех смешить. Вспомнив, что, когда клоуны в цирке падали, это вызывало смех у зрителей, я, как только вошел в комнату, тут же грохнулся на пол. Но никто не засмеялся. Я встал и снова упал. Довольно больно ударился (не знал я тогда, что падать тоже надо умеючи), но, преодолев боль, снова поднялся и опять грохнулся на пол. Падал и все ждал смеха. Но никто не смеялся. Только одна женщина спросила маму; "Он у вас что, припадочный?" На другой день у меня болела спина, шея, руки, и первый раз я на собственном опыте понял - быть клоуном непросто".

Очевидно, не последнюю роль в редком таланте Никулина сыграли гены:  его отец Владимир Андреевич играл в драматическом театре в Демидове Смоленской губернии.

Там же работала актрисой и будущая мама Юрия. Вскоре Владимир Андреевич организовал передвижной театр «Теревьюм» - театр революционного юмора, сам ставил спектакли и много играл. В 1921 году у Никулиных родился сын Юрий, а спустя четыре года семья перебралась в Москву. В столице Владимир Андреевич продолжил заниматься любимым делом - писал интермедии, конферансы и репризы для эстрады, цирка. Позднее он устроился работать в газеты «Известия» и «Гудок».

Судьба Юрия Никулина мало чем отличается от судеб его сверстников. Он ушел в армию со школьной скамьи, прошел через две войны (финскую и Великую Отечественную), провоевав таким образом с 1939 по 1946 год, горел в танке. Многое из того, что артисту довелось пережить на войне, он потом передаст в образах своих героев - военного журналиста Лопатина в фильме "Двадцать дней без войны" и бойца Некрасова в картине "Они сражались за Родину".

Еще на войне Юрий Никулин думал о том, чем будет заниматься в мирной жизни, и когда пришел с фронта, решил поступать во ВГИК, однако получил отказ, так как комиссия нашла его недостаточно киногеничным. То же самое произошло и в театральных вузах: комиссии не обнаруживали в нем актерских способностей.

Вспомнив свою детскую мечту стать клоуном, Юрий Никулин решил попытать счастья в студии разговорных жанров при Московском цирке. Там ему улыбнулась удача: его приняли. 25 октября 1948 года произошло его первое самостоятельное выступление на манеже цирка. Выступал он вместе со своим напарником Борисом Романовым, а репризу подготовил его отец. Вскоре Никулин и Романов отправились на гастроли уже с самим Карандашом - популярнейшим в те годы клоуном. Чуть позже у Никулина появился новый напарник - Михаил Шуйдин.

За долгую жизнь на арене Юрий Никулин создал множество неповторимых реприз, скетчей и пантомим, из которых самыми памятными и дорогими для артиста стали "Маленький Пьер", Пипо и миллионер в цирковых представлениях "Карнавал на Кубе" и "Трубка мира", Бармалей в новогоднем детском представлении и другие. В 1981 году он простился с манежем, но не с цирком, которому отдал 50 лет. В 1982 году Юрий Владимирович Никулин стал главным режиссером Московского цирка на Цветном бульваре, а с 1984 года - его директором. И тогда началась новая эра в его жизни - строительная. Много сил Никулин отдал реконструкции цирка на Цветном бульваре. В начале 90-х полностью обновленный цирк на Цветном бульваре вновь открыл свои двери для зрителей.

Со своей женой Татьяной Никулин тоже познакомился в цирке. Вот что она сама рассказывает об этой встрече: «Я училась в Тимирязевской академии и очень увлекалась конным спортом. В академии была прекрасная конюшня. А в конюшне - очень смешной жеребенок-карлик, с нормальной головой, нормальным корпусом, но на маленьких ножках. Звали его Лапоть. Об этом прослышал Карандаш и приехал эту лошадку посмотреть. Лошадка понравилась, и Карандаш попросил нас с подругой научить ее самым простым трюкам. Потом лошадку привезли в цирк, и Карандаш познакомил нас с Юрием Владимировичем Никулиным, который был у него в учениках. Юрий Владимирович пригласил нас посмотреть спектакль. Подруга моя пойти не смогла, я пошла одна, сидела на прожекторе.

Играли очень смешную сценку: Карандаш вызывал из зала якобы одного зрителя и учил его ездить на лошади. Но именно когда я пришла на спектакль, Юрий Владимирович, который играл роль зрителя во время этого номера, попал под лошадь. Она его так избила, что его увезли на «Скорой» в Склифосовского. Я чувствовала себя виноватой и стала его навещать... А через полгода мы поженились...»

Вопреки предсказаниям, которые Юрий Никулин услышал когда-то при поступлении в Институт кинематографии, что его никто никогда не будет снимать, в кино он все-таки пришел. Причем не сам, а его пригласили. Дебют Никулина в кино состоялся в 1958 году, когда он сыграл небольшую роль пиротехника в фильме "Девушка с гитарой", который произносит там всего лишь одну реплику: "Ничего, сейчас вжикнет!". Тогда он чуть было не взорвал не только себя, но и своего партнера по сценке Михаила Жарова.

Знаменитым на всю страну Юрий Никулин стал в начале 60-х благодаря короткометражке Леонида Гайдая «Пес Барбос и необычный кросс». Вицин, Моргунов и Никулин до съемок были незнакомы, но так прекрасно сработались, что троица стала культовым символом советского кинематографа. После фильма "Совершенно серьезно", частью которого была новелла о Трусе, Бывалом и Балбесе, актеры тем же составом сыграли в "Самогонщиках", "Операции "Ы" и других приключениях Шурика" и в "Кавказской пленнице".

Драматический дар Никулин раскрылся в роли Иорданова в фильме "Когда деревья были большими" Льва Кулиджанова. Он сыграл человека, который, потеряв во время войны семью, совершенно опустился. Никулин так вошел в роль, что, когда снимался эпизод в мебельном магазине и актер приехал на съемочную площадку в гриме и костюме, директор магазина внезапно загородил ему проход. "Знаем мы таких артистов! - закричал он в ответ на оправдания Никулина. - С утра глаза зальют и ходят, «спектакли» разыгрывают! Идите прочь, пока я милицию не позвал!"

Благодаря успеху в этом фильме Никулин получил роль лейтенанта милиции Глазычева в киноповести «Ко мне, Мухтар!», от которой актер хотел отказался: "Я же не могу играть милиционера! Я в последних двух фильмах играл жуликов!"

К 1970-м годам Никулин был не просто популярным, а горячо любимым народом актером. Как раз накануне, в 1969 году, вышел фильм «Бриллиантовая рука», где Никулин, вопреки амплуа, сыграл не жулика, а тихого и скромного экономиста Семена Семеновича Горбункова. Благодаря таланту еще двух актеров - Андрея Миронова и Анатолия Папанова - фильм стал одной из лучших картин Леонида Гайдая.

Как вспоминает сын Максим, народная слава Никулина чаще всего проявлялась во внимании не совсем трезвых субъектов, в приглашениях «побыть третьим». Он не хотел огорчать поклонников отказом и придумал на все случаи жизни две байки. В зависимости от ситуации он говорил либо «жена, стерва, все деньги забирает», либо «только-только из запоя вышел». Такие отказы наш человек понимал и прощал.

Режиссеры с большим удовольствием приглашали его в свои картины. Он сыграл роль дворника Тихона в комедии "Двенадцать стульев", следователя прокуратуры Мячикова в комедии "Старики-разбойники", солдата Некрасова в фильме "Они сражались за Родину". Но было много несыгранных ролей - цирк не отпускал Никулина на съемки. Из-за цирковой работы Никулин не сыграл управдома Буншу в фильме "Иван Васильевич меняет профессию", Юрия Деточкина в фильме "Берегись автомобиля", в "Войне и мире" и "Ватерлоо" Бондарчука.

В 80-е годы Юрий Никулин снимался в кино очень мало. Зато именно в эти годы им была сыграна замечательная драматическая роль деда Лены Бессольцевой (Кристина Орбакайте) в картине Ролана Быкова "Чучело".

В последние годы основной составляющей профессии для Никулина стали анекдоты. Он вел знаменитый телевизионный клуб "Белый попугай", где можно было услышать самые свежие или "с бородой" анекдоты из уст артистов или из писем зрителей. Никулин собрал все эти анекдоты, какие-то придумал сам и выпустил три своих знаменитых сборника анекдотов. Надо сказать, что собирать он их начал еще в 15-летнем возрасте: записывал их в особую тетрадь, а политические анекдоты шифровал.

Разностороннее дарование Юрия Никулина дополнилось еще и литературным талантом, который проявился в его мемуарах "Почти серьезно", где артист с легкой иронией рассказал о прожитом.

В конце июля Никулину внезапно стало плохо, и он обратился к врачам. Осмотр выявил серьезные проблемы с сердцем. Нужна была срочная операция, которую могли сделать либо в Москве, либо за границей. Место выбирал сам артист, назвавший имя руководителя Московского Центра эндохирургии и литотрипсии Александра Бронштейна.

Операция состоялась 5 августа 1997 года. Обычно такие операции длятся минут 20-30. Но в самый последний момент у Никулина закрылся сосуд, и произошла остановка сердца. Врачам ценой огромных усилий удалось вновь его «завести». После этого было принято решение продолжить операцию, поскольку без этого актер был обречен на смерть. Однако цена этого оказалась слишком высокой: пока Никулин находился в состоянии клинической смерти, у него пострадали все органы - печень, почки, мозг... Борьба за жизнь Никулина продолжалась 16 дней. И все эти дни центральная пресса чуть ли не ежечасно сообщала о состоянии здоровья любимого артиста. До этого ни один российский гражданин (со времен Сталина) не удостаивался такого внимания. Для спасения Никулина были предприняты беспрецедентные усилия: известнейшие специалисты страны находились рядом с ним днем и ночью, использовались лучшие в мире медикаменты и самая совершенная аппаратура. Однако чуда не произошло - 21 августа в 10 часов 16 минут утра сердце Юрия Никулина остановилось.

"Отец - невероятно счастливый человек, - говорит его сын Максим Никулин. - Действительно: две войны, блокада Ленинграда - и ни одной царапины, при жизни не просто известность и популярность - слава и любовь всей страны. И в зените этой любви и славы, не узнав слабости, немощи и бессилия, свойственных старости, он ушёл от нас. А мы?.. Что ж, нам тоже повезло. Мы знали его, мы жили с ним. Как-то мой младший сын сказал мне: "Знаешь, папа, я такой счастливый, что знал дедушку. Только жаль, что очень мало..."

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала