Владислав Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.
Рост цен на бензин в начале осени - традиционная головная боль россиян. Однако этот предвыборный год, скорее всего, станет исключением. Чиновники уже заявили, что не допустят сезонного подорожания топлива. И хотя рычагов влияния на бензиновые цены у правительства немного, власть не раз доказывала, что умеет договариваться с бизнесом.
Уже несколько лет подряд в августе и сентябре кривая роста цен на топливо идет вверх. Начало сезона сельскохозяйственных работ и пик деловой активности создают повышенный спрос на горючее. В 2005 году был установлен рекорд: только за август бензин подорожал на 11%. Тогда власть начала вплотную работать с нефтяниками: последовали вызовы на ковер в Кремль, моратории на повышение цен. А глава Минэкономразвития Герман Греф даже пригрозил нефтяникам введением госрегулирования, если те не умерят свои аппетиты. Нефтяники вняли правительству и заморозили цены. После этого на полтора года на топливном рынке установилось затишье.
Но в этом году оптовые цены на топливо вновь пошли вверх. Что поделаешь, разводят руками отраслевые эксперты, нефть на мировом рынке дорожает, а низкие экспортные пошлины делают более выгодными поставки топлива за рубеж, нежели реализацию его на внутреннем рынке. В результате к середине июля 2007 года оптовые цены на высокооктановые бензины выросли на 20% по сравнению с концом октября 2006 года.
Но на розничных ценах это пока не отразилось. В период с января по июль этого года они подросли лишь на 0,5-0,7%. Вероятно, чтобы не ссориться с правительством, нефтяные компании придерживают цены на подконтрольных им АЗС. На них равняются остальные продавцы топлива, вынужденные работать на грани рентабельности.
Представители Союза нефтегазопромышленников России и РТС объясняют: внутренний рынок сейчас привлекателен для поставок нефтепродуктов, дефицита топлива, как в предыдущие годы, нет, а, значит, и объективных причин для всплеска цен тоже нет.
Они правы по сути прогноза: подорожание бензина в этом году нам не грозит. Но в аргументации не учитывают субъективный фактор: в канун выборов президент и правительство просто не могут допустить дальнейшего роста цен и срыва заявленных экономических показателей.
Между тем, инфляция в январе-июле уже составила 6,6% (правительство обещало, что по итогам года она не превысит 8%). И бензин сыграл в этом не последнюю роль. Директор института проблем рынка РАН Николай Петраков уверял, что подорожание хлеба в июле-начале августа было связано не столько с ценами на зерно (зерновая составляющая в цене буханки хлеба не превышает 20%), сколько с ростом оптовых цен на бензин. Ведь чем дороже топливо, тем выше себестоимость перевозок, сельскохозяйственных работ, и, соответственно, больше цена продукта на прилавках. Очевидно, что дальнейшее подорожание топлива поставит крест на попытках правительства удержать инфляцию.
Чиновники это понимают, поэтому в конце июля глава правительства Михаил Фрадков пригрозил нефтяникам: «Взывать к совести, судя по всему, уже неэффективно. Будем другими методами работать». Какими именно, премьер не пояснил, но этого и не потребовалось. По данным Союза нефтегазопромышленников, «ЛУКОЙЛ» уже заявил о готовности зафиксировать цены. Если к этому почину присоединится «Роснефть» (а эти две компании контролируют вместе порядка 40% розничного рынка бензина), то остальные продавцы топлива просто будут вынуждены присоединиться к почину.
Нефтяники надеются, что их сговорчивость будет вознаграждена снижением налогов. Напомним, налоговая компонента в структуре цены на бензин в России составляет порядка 55%. Для сравнения - в США этот показатель не превышает 23%. Председатель Совета Союза нефтегазопромышленников Юрий Шафраник уверял, что правительство могло бы одним снижением налогового бремени сбить цены на бензин на 25%. Для этого нужно снизить или акциз на топливо, доля которого составляет 20% в розничной цене бензина, или ставку налога на добычу полезных ископаемых (его доля в цене литра бензина составляет 8%).
Если власть прислушается к стонам нефтяников, не ограничиваясь только административными рычагами, россиян ждет долговременное ценовое затишье на бензиновом рынке. В противном же случае всплеска розничных цен на бензин следует ждать уже следующей весной, сразу после выборов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции