В эти дни отмечается 70-летний юбилей сталинского террора.
Понятно - дата вполне условна и по годам и по месяцам.
Государственный террор в России начался не при большевиках. Большевистский террор начался не в 37 году. Террор 37 года начался не в августе.
Но при всей условности даты некоторое оправдание она имеет.
30 июля в соответствии с решением Политбюро, НКВД издал знаменитый оперативный приказ N 00447 «об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов».
В соответствии с этим приказом, управлением НКВД на места были спущены лимиты на аресты и казни. Планировалось арестовать по всей стране 269.000 человек, убить - 77.000.
Современному читателю, привыкшему к миллионным цифрам репрессированных (я сам читал у одного смелого автора, что «коммунисты уничтожили 100 миллионов человек»!) эти цифры могут показаться «до обидного малыми».
Могу утешить тех читателей, кто что-то подобное почувствовал - видимо так же рассуждали и сами убийцы: к Ежову тут же пошли с мест, от начальников управлений НКВД отчаянные мольбы - «увеличить лимиты». Мотив чекистов понятен: убийцы тряслись за свою шкуру, надеялись служебным рвением «прикрыть задницу», зарыться в гору трупов, вот и наваливали ее «все выше и выше и выше». Этот номер не прошел - почти все палачи 37 года, как они того и боялись, очень скоро сами попали на ту же плаху, кочегары полетели в топку ... Однако, эти их просьбы начальство (тоже угодившее в ту же мясорубку) выполняло исправно - лимиты были увеличены, как и срок проведения операции. Планировалось убить 77 тысяч человек за 4 месяца, а растянулось выполнение приказа 00447 на полгода, планировали казнить по этому приказу 77 тысяч, а реально - только в ходе бойни 00447 - убили примерно в два раза больше. Всего в лагеря и на расстрел отправили около 600 тысяч человек. Надо иметь в виду, что попавшие в лагеря 37 года, как правило, там и остались. И еще - продолжалась ведь и обычная чекистская работа, так что общее достижение чекистов в 37 году вполне может оцениваться в миллион трупов.
Итак, перед нами - классический пример социалистического планирования.
Нормативы спускаются сверху, начинается соцсоревнование, принимаются встречные планы, появляются ударники (во всех смыслах слова), повышаются нормы выработки, увеличиваются лимиты. Примерно по той же схеме, кстати, шла и коллективизация - те же нормативы и то же соревнование секретарей обкомов и райкомов, председателей колхозов и прочих убийц и грабителей на местах. Оба раза итоги соревнования подвел сам Сталин : в 1930 написал статью «Головокружение от успехов», а в январе 1938 провел Пленум ЦК ВКП(б) осудивший опять же «перегибы на местах».
Вот в связи с этим и вопрос - ну, и что это было?
В данном случае «понять» совсем не значит «простить». Мы знаем о преступлении - но хотелось бы знать его мотивы, «кому выгодно». То есть «кому» мы отлично знаем. Значит, вопрос надо поставить иначе - ПОЧЕМУ ему это было выгодно?
Например, террор, который проводила царская полиция в начале ХХ века (еврейские погромы, поощрение бандитов из «Черной сотни») имел понятные причины - борьба с революционерами. Ленинский террор времен гражданской войны тоже понятен - борьба за власть. Коллективизация? Понятно. Нужны рабы для строек, а главное - надо подавить последние экономически самостоятельные классы. Зачем их давить? А как же - для установления своей (Партии и Вождя) Абсолютной Власти. Зачем нужна эта Абсолютная, тоталитарная власть? Ну, это уже не обсуждается, принимается за самоочевидную ценность.
Ну, а зачем Сталину был нужен 1937 год?
На этот счет есть несколько возможных гипотез.
ПЕРВАЯ ГИПОТЕЗА. Борьба за власть. Например, есть такая формула «руководство снимали слоями». В спокойной, мирной обстановке людей просто отправляют в отставку - проводят «номенклатурную чистку». Но в партии недавних революционеров эту проблему решали кровавыми революционными методами.
С моей точки зрения такой ответ - просто чепуха.
Зачем Сталину было судорожно менять номенклатуру?
Те, кто хоть когда-то были оппозиционерами - давно сломлены и «ползая на брюхе», по выражению Сталина, молили о милости (Зиновьев, Бухарин и др.). Но, допустим, он им и не верил и просто, будучи садистом по жизни, желал «отомстить» своим вчерашним друзьям. Ну и что? Зачем для этого нужен массовый террор? В 1936 Сталин приказал убить («приговорить к смертной казни») Каменева и Зиновьева, которые в 1922 протащили его на пост Генсека. Ну, и убили их. И без всякого массового террора. Зачем же наваливать вокруг сотни трупов реальных и мнимых «оппозиционеров» еще несколько сот тысяч трупов?! Тем более, что средняя номенклатура - эти тысячи, десятки тысяч советских чиновников, давно уже не имели никаких политических взглядов. Винтики сталинской машины... И чем эти винтики были хуже или лучше тех, которые он ввинтил в Систему вместо них? Да - ничем. Смена элиты - с каких-никаких, но революционеров, которые еще «помнили марксизм», на нормальных малограмотных бюрократов - произошла вполне мирно, в первой половине 1930-е годы. В ЦК ВКП(Б) и Политбюро к 1937 году не было уже никаких Бухариных-Дзержинских или Сокольниковых, а сидели Хрущевы и Берии. Но даже - если уж почему-то решил менять винтики - зачем их расплавлять, или класть под пресс? Почему просто не сунуть в запасной ящик?
Так что «борьбы за власть» не было - не с кем бороться. Смена элит - да, была несомненно. Но а) новые кадры были не более и не менее лично преданы Сталину, чем те, кого они расстреляли б) расстреливать для смены элит не нужно - снял и порядок. И, наконец, третье: вопреки расхожим мнениям, большинство жертв даже 1937 года составляли совсем не крупные и мелкие начальники, а самые простые, обычные, беспартийные люди. Правда, «маленьких людей» как водится почти не заметили - песчинки лишь чуть скрипнули под колесом. В народной памяти 37 остался годом истребления «бояр». И в каком-то смысле это верно. Арифметическое большинство убитых составляли простые люди, но смысл и пафос террора был, конечно, в истреблении «начальства». Простых людей истребляли «попутно», «дополнительно», как «операцию прикрытия» - нельзя же только «бить коммунистов» ...
ВТОРАЯ ГИПОТЕЗА. Подготовка к войне.
В 1937 году Сталин не мог предвидеть 1939 год (сговор с Гитлером), но зато ясно видел 1941 год. И готовился к войне как мог.
Готовился - уничтожая внешнюю разведку?
Готовился - расстреливая генералитет?
Да. Есть такая точка зрения.
С одной стороны, расстрелянные Сталиным командиры «герои гражданской войны» - дальше тачанок не видели. В современной войне от них был бы один вред. (Правда, опять же - зачем стрелять-то?! Ну, сними - и все...).
С другой стороны - и это еще важнее - нужен именно ТЕРРОР. Об этом говорил в 1944 году Гитлер. В своих «Застольных беседах» фюрер высказался так: «надо было поступить как Сталин! У меня не было 37 года - и поэтому я проигрываю ... Мы были слишком добры. А надо было уничтожить эту чванливую сволочь !». А ведь «чванливая сволочь» - лучшие, непобедимые немецкие полководцы, фельдмаршалы с громкими дворянскими именами, сложившие к сапогу ефрейтора всю Европу... Зачем же их расстреливать ? А вот именно, чтобы посеять среди немецкого офицерства «советский ужас», чтобы боялись своих гестаповцев больше чем противника, чтобы умирали, но с позиций не уходили, чтобы слепо выполняли приказы, не вступали в долгие пререкания с Верховным главнокомандующим, которыми (пререканиями) полна история германской (не советской !) Ставки.
Что ж - эта фраза Гитлера лишний раз говорит о высокой самокритичности фюрера Но, ей-Богу, зря все-таки он себя обвинял в излишней доброте в отношении к немцам (о евреях или славянах речь не идет, да уж тут-то он себя и не корил). За 13 лет при Гитлере немцев было казнено (отрублены головы, повешены) больше, чем за предыдущие 400 лет. Хотя, конечно, до 37 года ему было далеко... Это во-первых. А, во-вторых, немецкие генералы, хоть, в отличие от Рокоссовского и не пришли на фронт из Гулага с выбитыми зубами, но воевали все равно отлично. И - во всяком случае в 41-42 году - много лучше наших, насмерть запуганных генералов.
Наоборот. Сталин провел целенаправленный отбор худших. Именно тупые конники, «красные кавалеристы» - ничтожные Ворошиловы-Кулики-Буденные-Апанасенки остались в армии на высших постах. В 41 они себя показали, шашками намахали... Слов нет, многие из уничтоженных генералов (тот же Блюхер, скажем) безнадежно устарели. Но в целом командный состав благодаря «чистке» не стал лучше - стал хуже.
Что касается страха... Да, страх необходим на войне - особенно на ТАКОЙ войне. Но 1937 год не помешал - ни массовой сдаче в плен в 41 году, ни паническому бегству, ни частому предательству. Но страх надо нагонять уже во время войны - а не за 4 года до нее! Что и делалось. И красноармеец, и офицер и генерал боялись не призраков 37 года, а конкретного штрафбата, особого отдела и трибунала, боялись не воспоминаний о Ежове, а приказов Сталина-Жукова 41-42 годов.
Так что и с этой точки зрения эффект 37 года был отрицательным.
Но, может быть - ГИПОТЕЗА ТРЕТЬЯ - Сталин просто дурак, который «хотел как лучше, а получилось как всегда»? Ведь мы же обсуждаем не реальный эффект его действий, а его планы, намерения.
Хотел запугать народ и номенклатуру перед неизбежной войной. Думал, что на этом страхе выиграет войну. Думал, что очищает армию и НКВД от устаревших ветеранов. Наконец - как это официально и провозглашалось - хотел очистить страну от «пятой колонны», потенциальных предателей, которых породил сам Советский строй - коллективизация, тот же самый террор и т.д. Лечите террор - террором. Больше - нечем.
Хотел - сделал - ошибся. На миллион человек.
Конечно, это отчасти так.
Сталин часто и грубо ошибался в своих расчетах - как, впрочем, любой политик. Но списывать все просто на ошибку?.. Во всяком случае тогда встает другой вопрос - как возникла сама эта «ошибка»?
ЧЕТВЕРТАЯ ГИПОТЕЗА. Террор-37 - классический «системный эффект». Созданная большевиками людоедская Система была запрограммирована на террор не только внешний (по отношению к покорному народу), но и на такое вот самоуничтожение. Не случайно же и сам террор 37 года проходил - еще раз подчеркну - строго по законам той самой «социалистической экономики», социалистической системы и т.д. В каком-то смысле перед нами - ВЫСШИЙ ЭТАП СОЦИАЛИЗМА, триумф «социалистического планирования».
Что ж - как часто бывает, звучит красиво, по-ученому, но как-то слишком уж красиво.
До и после 37 года Система распрекрасно обходилась без массового террора ПРОТИВ СВОИХ.
Что же такого необычного случилось именно в 37 году, что Система - оставаясь сама собой - тем не менее, буквально взбесилась. Вышла из берегов?
Что, в конце концов, Сталин - жрать человечину что ли захотел? Да еще в таких количествах?!
Мой ответ - ПЯТАЯ ГИПОТЕЗА. Она очень проста и примитивна. Кстати, не претендую на авторство - так или иначе, это много раз звучало.
В мире ничего не случилось. И с Системой не случилось.
"Сумасшествие Системы" - метафора. А вот один человек рехнуться может.
Просто у одного параноика наступило резкое обострение. А потом оно - обострение - прошло.
Вот так просто, так примитивно?
Ага. Вот так.
Я, конечно,не настаиваю на своем ответе.
Но когда убийство доказано, а мотивы найти не удается, то проводят психиатрическую экспертизу убийцы. Ясно, провести такую штуку со Сталиным сложно (хотя архивы остались - ждут психологов, психиатров). Однако, при паранойе как раз так и бывает - обострения, потом улучшения состояния пациента. Впрочем, вменяемым (и очень хитрым) параноик остается всю дорогу. Хитрая вменяемость серийного убийцы.
И если у кого-то есть иное - логически правильное объяснение «загадки 37» - я бы его послушал. Пока что в литературе я такого объяснения не обнаружил.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции