Олег Митяев, экономический обозреватель РИА Новости
"Газпром" не перекрыл газ Белоруссии на 45%, как угрожал всего за два дня до этого. 3 августа - через час, после того как ультиматум российской госмонополии истек, - она объявила, что продолжит поставлять "голубое топливо" в соседнее государство, так как Белоруссия смогла погасить часть своей задолженности за газ в размере $190 млн. При этом Белоруссии дана всего неделя, чтобы погасить всю сумму долгов "Газпрому", накопившуюся в первом полугодии 2007-го - более $456 млн. Чем бы ни закончился этот очередной газовый скандал, строительство различных «потоков» в обход Белоруссии и Украины после него, наверняка, пойдет с утроенной силой.
Летний газовый конфликт с Белоруссией был запланирован еще в начале года. Напомним, что тогда перед самым Новым годом после еще более ожесточенных споров с белорусскими партнерами "Газпром" заключил с ними новый контракт, согласно которому цена на "голубое топливо" для Белоруссии была разом повышена более чем в два раза - с $46,7 до $100 за тысячу кубометров. Правда, Минску была предоставлена отсрочка по платежам: в первом полугодии 2007 года он оплачивал только 55% поставок газа, но с 1 июля должен был перейти на 100-процентную оплату и, к тому же, погасить весь долг за первые шесть месяцев года. По подсчетам "Газпрома", за январь-июнь 2007 года белорусам набежало более $456 млн. Однако те не заплатили в срок - отсюда возник и ультиматум "Газпрома".
Казалось бы, все справедливо: контракт есть контракт, и его условия надо неукоснительно соблюдать. Если бы не то обстоятельство, что ценовая политика "Газпрома" по отношению к Украине и Белоруссии - основным транзитным странам для российского газа в Западную Европу - за последние два года изменилась коренным образом, причем, явно не в пользу братьев-славян. Как заявляют, в "Газпроме", он перешел с ними на "рыночные цены". Но правды ради надо сказать, что руководство российской монополии до этого проводило прямо противоположную политику: "Газпром" поставлял Украине и Белоруссии топливо по ценам гораздо ниже западноевропейских, зато и за транзит газа через их территорию в страны Евросоюза платил с большой скидкой. Надо признать, что и подобная схема неоднократно давала сбои. Но переход к «рыночному ценообразованию» привел к куда большим конфликтам с соседями: зимой 2005/2006 - с Украиной и зимой 2006/2007 - с Белоруссией. Оба раза с изяществом слона в посудной лавке, он под Новый год исполнял один и тот же трюк - выставлял братьям-славянам ценовые ультиматумы. Причем, слова "Газпрома" не расходились с делом: он действительно сокращал подачу газа в транзитную трубу - в результате до Италии или Германии "голубого топлива" доходило намного меньше, чем полагалось этим странам по их контрактам.
Нельзя сказать, что и на этот раз в ЕС за российско-белорусским газовым противостоянием следили с таким же содроганием, как и две последние зимы. Все-таки на дворе лето, и топлива требуется намного меньше. Тем не менее, Еврокомиссия уже заявила, что намерена в ответ на российско-белорусские споры провести на следующей неделе (6-12 августа) встречу своей координационной группы по газу. Не исключено, что самым существенным результатом ее заседания станет рекомендация -- построить Североевропейский газопровод (СЕГ), или так называемый "Северный поток", идущий в обход Белоруссии, а заодно, и Польши, по дну Балтийского моря прямо в Германию, самыми быстрыми темпами. Проект этого газопровода находит в Евросоюзе полную поддержку. Под газовой энергетической безопасностью Еврокомиссия теперь подразумевает не диверсификацию поставщиков газа, а диверсификацию транспортных маршрутов "голубого топлива" из России. Так, итальянцы уже прорабатывают с "Газпромом" строительство "Южного потока", который пройдет на Апеннины по морскому дну и территорию Болгарии и Греции, минуя Украину. Правда, экономическая целесообразность этих "проектов века" вызывает много вопросов. Ведь нарастить потоки газа в ту же Германию и Италию можно гораздо дешевле, используя уже действующие газопроводы. Так что, пойдет ли новая ценовая политика "Газпрома" на пользу самой России, а также потребителям газа в Западной Европе, остается большим вопросом.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции