21 год назад (1986) Михаил ГОРБАЧЕВ объявил о начале вывода войск из Афганистана
Отстранение от власти, а затем и убийство 8 октября 1979 года Нур Мухаммада Тараки, основателя Народно-демократической партии Афганистана и первого руководителя Демократической Республики Афганистан, были расценены в Кремле как контрреволюционный переворот. Советские руководители пришли к убеждению о невозможности иметь дело с «узурпатором власти» Хафизуллой Амином, который, при всей своей лояльности к Москве, обладал собственным мнением в вопросах дальнейшего строительства афганского общества. Идея созрела довольно быстро: необходимо привести к власти в Кабуле представителей немногочисленной, но активной антиаминовской оппозиции. Постановление об оказании ДРА военной помощи (путем ввода на его территорию контингента советских войск) на основании подписанного 5 декабря 1978 года советско-афганского Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, было принято 12 декабря 1979 года по предложению комиссии Политбюро ЦК КПСС по Афганистану. 25 декабря 1979 года в Афганистан вошла 40-я армия под командованием генерал-лейтенанта Юрия Тухаринова (с 1987 года командующий армией - генерал-полковник Борис Громов). Одновременно с вводом войск была осуществлена операция советских спецслужб под кодовым названием «Шторм-333» по физическому устранению главы Афганистана Хафизуллы Амина. Его сменил Бабрак Кармаль, стремившийся достичь согласия с противниками и расширить социальную базу своей администрации. Однако добиться примирения не удалось, и установившийся режим оказался полностью зависимым от советской военной, технической и финансовой помощи. В 1980-е годы военные действия развернулись по всему Афганистану. Контингенту советских войск и солдатам афганской армии противостояли повстанцы, получившие название «моджахедов» («бойцов за веру»). В 1986 году в результате государственного переворота Кармаль был смещен, его место занял Мухаммед Наджибулла, генеральный секретарь ЦК НДПА и член Революционного совета (высшего органа государственной власти). Между тем пришедшее в марте 1985 года к управлению государством новое советское руководство произвело радикальные изменения во внешнеполитическом курсе СССР. Впервые Михаил Горбачев предложил обсудить вопрос с Афганистаном в октябре 1985 года на заседании Политбюро. Тогда никакого решения принято не было. Но решать вопрос с Афганистаном надо было как можно скорее. Он мешал развитию доверия к новому внешнеполитическому курсу СССР, установлению дружеских отношений с рядом стран. Постепенно советское правительство продвигалось по пути развязки афганского узла. На ХХVII съезде КПСС прозвучали слова Генсека СССР Михаила Горбачева о выводе советских войск из Афганистана: «Мы хотели бы, чтобы уже в самом близком будущем вернулись на родину советские войска, находящиеся в Афганистане по просьбе его правительства». В выступлении во Владивостоке 28 июля 1986 года М.С.Горбачев сообщил, что советское руководство приняло решение о выводе из Афганистана шести полков до конца 1986 года. В апреле 1988 года СССР и США пришли к соглашению о невмешательстве в дела Афганистана. В соответствии с достигнутыми договоренностями в мае 1988 года СССР начал вывод войск из Афганистана, который закончился 14 февраля 1989 года. Ежегодная «списочная численность» советских частей составляла от 80 тысяч до 104 тысяч военнослужащих. Всего за десять лет через Афганистан прошли 620 тысяч советских солдат и офицеров. До 15 февраля 1989 года, согласно официальным данным, погибли 14 453 советских военнослужащих.
50 лет назад (1957) в Москве открылся VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов (28 июля - 11 августа)
Летом 1957 года в Москве впервые прошел Всемирный фестиваль молодежи и студентов, шестой по счету. Он готовился в течение двух лет. Это была запланированная властями акция по «освобождению» народа от сталинской идеологии. Заграница была в шоке: приоткрывается железный занавес! Идею московского фестиваля поддержали многие государственные деятели Запада - даже королева Бельгии Елизавета, политики Греции, Италии, Финляндии, Франции, не говоря уж о просоветски настроенных президентах Египта, Индонезии, Сирии, руководителях Афганистана, Бирмы, Непала, Цейлона. На Московский фестиваль молодежи и студентов приехали 34 тысячи гостей из 131 страны, в пресс-центре были аккредитованы две тысячи журналистов. СССР был «герметически закупоренным» обществом. Слово «иностранец» было синонимом слов «враг», «шпион», за исключением разве что представителей стран соцлагеря, но даже и к ним относились с подозрением. Любой иностранец сразу становился экзотикой. И вдруг на улицах Москвы появились тысячи людей со всех концов света, всех цветов и оттенков. Благодаря фестивалю, в столице появились парк «Дружба» в Химках, гостиничный комплекс «Турист», стадион в Лужниках, автобусы «Икарус». Кремль, день и ночь охраняемый от врагов и друзей, стал совершенно свободным для посещений, в Грановитой палате устроены были молодежные балы. Центральный парк культуры и отдыха имени Горького вдруг отменил плату за вход. Фестиваль состоял из огромного числа запланированных мероприятий и неорганизованного и неподконтрольного общения людей. В особом фаворе была черная Африка. К чернокожим посланцам Ганы, Эфиопии, Либерии (тогда эти страны только что освободились от колониальной зависимости) устремлялись журналисты, к ним «в интернациональном порыве» спешили московские девушки. Выделяли и арабов, поскольку Египет только что обрел национальную свободу после войны. Благодаря фестивалю возник КВН (трансформировавшись из специально придуманной передачи «Вечер веселых вопросов ТВ-редакции «Фестивальная»). Дискутировали о еще недавно запрещенных импрессионистах, о Чюрленисе, Хемингуэе и Ремарке, Есенине и Зощенко, о входившем в моду Илье Глазунове с его иллюстрациями к произведениям не совсем желательного в СССР Достоевского. Фестиваль перевернул взгляды советских людей на моду, манеру поведения, образ жизни. Фестиваль ускорил ход перемен. Хрущевская «оттепель», диссидентское движение, прорыв в литературе и живописи - все это началось вскоре после фестиваля. В 1985 году Москва вновь принимала у себя участников и гостей Фестиваля молодежи, уже двенадцатого. Фестиваль стал одной из первых громких международных акций времен перестройки. С его помощью советские власти надеялись изменить к лучшему мрачный образ СССР - «империи зла». На проведение мероприятия отпустили немалые средства. Москву очистили от неблагожелательных элементов, привели в порядок дороги и улицы. Но гостей фестиваля старались держать подальше от москвичей: общаться с гостями разрешалось только людям, прошедшим комсомольскую и партийную проверку. Того единения, какое было в 1957 году во время первого московского фестиваля, уже не получилось.
139 лет назад (1868) принята 14-я поправка к Конституции США, гарантирующая гражданство страны всем лицам, рожденным на ее территории
В июле 1866 года конгресс США принял 14-ю поправку к Конституции страны. Первый абзац поправки гласил, что все лица, рожденные в США или получившие там гражданство и подчиняющиеся законам страны, являются ее гражданами и гражданами того штата, где они проживают, и могут быть лишены права на жизнь, свободу и собственность только решением суда, а не изданием каких-либо ограничительных законов. На основе 14-й поправки утверждались права чернокожего населения. Деление Юга на военные округа рассматривалось как временное - до ратификации штатами 14-й поправки. К июлю 1868 года штаты Юга ее ратифицировали, и завоевания Гражданской войны были спасены. В 1870 году 14-я поправка к Конституции была дополнена 15-й, которая специально оговаривала, что право голоса в США не ограничивается цветом кожи, расовой принадлежностью или рабским состоянием в прошлом.
56 лет назад (1951) принята Женевская конвенция «О статусе беженцев»
В середине ХХ века международная помощь требовалась примерно 1250 тысячам беженцев во всем мире, включая 350 тысяч беженцев в Европе, которая все еще боролась с последствиями второй мировой войны. К концу 1950-х годов узел основных проблем беженцев переместился из Европы на другие континенты, в первую очередь в Африку. За последние десятилетия география этого явления существенно расширилась за счет Южной Азии, Ближнего Востока, Балкан. Признавая ответственность Организации Объединенных Наций за дела беженцев, Генеральная Ассамблея ООН в 1950 году учредила Управление верховного комиссара (УВКБ) ООН по делам беженцев, которое начало свою деятельность 1 января 1951 года. Две главные функции УВКБ - предоставление беженцам международной защиты и стремление найти надежные решения проблемы беженцев. Что касается первой функции, УВКБ стремится установить принятие на международном уровне минимальных стандартов для помощи беженцам в таких сферах, как обеспечение работой, образованием, жильем, свободой передвижения. УВКБ также пытается защитить беженцев от насильственного возвращения на родину, где они могут подвергнуться преследованиям. В 1951 году Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев предложило к ратификации конвенцию «О статусе беженцев», в которой определены права людей, вынужденно покидающих свой дом, и обязанности государств по отношению к этим людям. С тех пор конвенцию ратифицировало свыше 140 государств, включая Россию. В 2001 году, выражая солидарность с Африкой, где находится большая часть беженцев, 55-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла специальную резолюцию, в соответствии с которой (в честь 50-летия принятия конвенции «О статусе беженцев») установлен Всемирный день беженца.
257 лет назад (1750) умер Иоганн Себастьян БАХ, немецкий композитор, органист, клавесинист
Иоганн Бах родился в 1685 году в небольшом немецком городке Айзенахе. Его отец был скрипачом и городским музыкантом и передал своему сыну начальные навыки игры на скрипке. Маленький Иоганн имел превосходный голос и пел в хоре городской школы. В девять лет Иоганн потерял родителей, и его воспитателем стал старший брат, служивший церковным органистом в городе Ордруфе. Он определил мальчика в гимназию и продолжал обучать музыке. Узнав, что у брата в запертом шкафу хранится тетрадь с произведениями прославленных композиторов, мальчик тайком по ночам доставал эту тетрадь и переписывал ноты при лунном свете. В пятнадцать лет Иоганн переехал в Люнебург. В 1703 году он закончил гимназию, однако не поступил в университет как многие его сверстники, поскольку был вынужден добывать средства к существованию. Бах с неутомимой энергией продолжал изучать музыку не только немецких, но лучших итальянских и французских композиторов. В то же время вопреки преклонению придворного общества перед иностранной музыкой, он с особой любовью изучал и широко использовал в своих произведениях народные немецкие песни и танцы. Творческая деятельность Себастьяна Баха не ограничивался сочинительством. В то время он считался лучшим исполнителем на органе и клавесине. И если как композитор Бах при жизни не получил признания, то в органных импровизациях его мастерство было непревзойденным, что признавали все, когда-либо слышавшие его игру. Успех не вскружил Баху голову, он всегда оставался очень скромным и трудолюбивым человеком. Известна его знаменитая реплика на вопрос о том, как он достиг такого совершенства: «Мне пришлось, - сказал Бах , - усердно заниматься, кто будет так же усерден, достигнет того же». С 1708 года Бах обосновался в Веймаре. Здесь он служил придворным музыкантом и городским органистом. В веймарский период композитор создал свои лучшие органные сочинения. Среди них известнейшая Токката и фуга ре минор и знаменитая Пассакалия до минор. В 1717 году Бах переехал в Кетен. При дворе принца Кетенского, куда он был приглашен, не было органа. Бах писал, главным образом, клавирную и оркестровую музыку. В обязанности композитора входило руководить небольшим оркестром, аккомпанировать пению принца и развлекать его игрой на клавесине. Без труда справляясь со своими обязанностями, Бах все свободное время отдавал творчеству. В Кетене Бах закончил 24 прелюдии и фуги, составившие первый том большого труда под названием «Хорошо темперированный клавир». В этот же период была написана и знаменитая «Хроматическая фантазия и фуга» ре минор. Из Кетена в 1723 году Бах переехал в Лейпциг, где остался до конца своей жизни. Здесь он занял должность руководителя хора певческой школы при церкви Св.Фомы. Бах был обязан обслуживать силами школы главные церкви города и нести ответственность за состояние и качество церковной музыки. В Лейпциге Бах создал свои лучшие вокально-инструментальные композиции: большую часть кантат, «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», Мессу си минор. Последние годы жизни композитора были омрачены серьезной болезнью глаз. После неудачной операции он ослеп. Но и тогда он продолжал сочинять, диктуя свои произведения для записи. Как ни странно, смерть Баха осталась почти незамеченной музыкальной общественностью. О нем скоро забыли. Прошло немало времени, прежде чем имя Баха получило мировую известность, а его произведения стали непременной составляющей репертуара любого оркестра.
70 лет назад (1937) родился Виктор Иванович МЕРЕЖКО, кинодраматург
Виктор Мережко родился в деревне Оргенфельд Ростовской области. В 1961 году окончил Украинский полиграфический институт во Львове, в 1968 году - сценарное отделение ВГИК. В кино драматург дебютировал сценариями короткометражных фильмов «Зареченские женихи», «Тигры на льду», а первый полнометражный фильм по его сценарию - лирическая комедия «Здравствуй и прощай» был поставлен Виталием Мельниковым в 1973 году. Затем Виктор Мережко работал с ведущими советскими режиссерами и как сценарист участвовал в создании таких заметных фильмов, как «Трясина» Григория Чухрая (режиссер также выступил и соавтором сценария), «Вас ожидает гражданка Никанорова» Леонида Марягина, «Родня» Никиты Михалкова, «Одинокая женщина желает познакомиться» Вячеслава Криштофовича, «Прости» Эрнеста Ясана. В числе создателей картины «Полеты во сне и наяву» Виктор Мережко был удостоен в 1987 году Государственной премии СССР. Среди последних работ сценариста - фильмы «Собачий пир», поставленный Леонидом Менакером, и «Курочка Ряба», снятая Андроном Михалковым-Кончаловским. После успеха телесериала «Сонька - Золотая Ручка» Виктор Мережко по заказу российского Первого канала заканчивает съемки фильма «Нелюбовь». Кинорежиссер Виктор Мережко - один из основателей премии «Ника» и президент фестиваля «Киношок».