Политический обозреватель РИА Новости Владимир Симонов.
Прогнозы британских таблоидов, будто разъяренная Москва вышлет 80 английских дипломатов, «заставит поплясать» британский бизнес и устроит фейерверк других ответных карательных санкций, - эти прогнозы не сбылись.
Реакция России на недружелюбный демарш Лондона, предпринятый в начале недели, оказалась в точном соответствии с принципом «око за око». Как заявил 19 июля российский МИД, эта реакция сводится к трем пунктам. Первое: персонами нон-грата объявлены 4 британских дипломата, они должны покинуть Россию в течение 10 дней. Второе: российские официальные лица не будут посещать Великобританию, и Москва не станет рассматривать запросы британских правительственных чиновников о выдаче виз.
И третье: Россия прекращает сотрудничество с Британией по борьбе с терроризмом «в знак протеста против действий Лондона в связи с делом Лугового». Здесь стоит пояснить: этот пункт был спровоцирован самим Лондоном, заявившим ранее о своем отказе иметь какие-либо дела с ФСБ. Но обсуждать в России проблемы антитеррора без главного государственного ведомства, отвечающего за безопасность, бессмысленно.
В целом очевидно, что Москва решила не мстить наотмашь, без соблюдения меры, а предпочла взвешенную симметричность ответа. Могу предположить, что такое решение далось российским властям нелегко. В последние дни официальный Лондон не раз предоставлял им поводы придти к заключению, что он продолжает сознательно подогревать русофобские настроения.
Скажем, британская пресса вдруг начала смаковать историю об «организации покушения» на Бориса Березовского, хотя само это анекдотическое происшествие случилось еще 21 июня. Нас уверяют, будто некий российский киллер должен был выманить Березовского в отель «Хилтон» на лондонской Парк-лейн и, прикрываясь для пущей конспирации малолетним ребенком, убить беглого олигарха выстрелом в голову прямо в номере. А потом сдаться властям, отсидеть 20-летний срок, со временам сокращенный за примерное поведение до 10, и таким замысловатым образом «выполнить задание российских спецслужб».
Более идиотского плана покушения трудно придумать. Трудно представить также, чтобы некие «российские спецслужбы» не смогли выбрать лучшего момента, чтобы омрачить благоденствие г-на Березовского на английских хлебах, чем разгар кризиса вокруг дела Литвиненко - Лугового. Тем не менее, как установила местная пресса, утечка этой фантастической версии была организована официальными представителями британской разведки МИ6.
В свою очередь британское военное командование стало в те же дни официальным источником жуткого известия о том, что истребители Королевских ВВС поднялись в воздух для перехвата двух российских стратегических бомбардировщиков Ту-95, вылетевших с авиабазы на Кольском полуострове «в сторону Великобритании». «Россия демонстрирует свои мускулы!» - хором вскричали лондонские СМИ.
Главком российских ВВС Александр Зелин оценил такое предположение как «полный бред». Это был обычный тренировочный полет, запланированный еще полгода назад, о котором НАТО заранее уведомили, заявил российский генерал.
Таким образом официальные круги в разведке и вооруженных силах Соединенного Королевства явно старались скормить своему населению на этой неделе специфические сюжеты, которые бы консолидировали общественное мнение вокруг русофобской позиции Лондона в связи с делом Литвиненко - Лугового. Трудно отделаться от мысли, что новое правительство лейбористов использует этот трагический криминал, чтобы поразить будущих избирателей своей непохожестью на предыдущий кабинет Тони Блэра, самоутвердиться и попутно заявить в Евросоюзе о претензиях Великобритании на роль проводника «жесткой политики» в отношении России.
Примерно такого мнения придерживается, в частности, глава российской дипломатии Сергей Лавров. «Я усматриваю в том, что происходит во многом еще и фактор нового (британского) правительства, - сказал он на пресс-конференции ближневосточного «квартета» в Лиссабоне. Как считает Лавров, любому кабинету после прихода к власти нужно время, чтобы выработать свой собственный курс. «Убежден, что правительство (Соединенного Королевства) освоится и найдет себя..», - предположил министр.
Нравственность таких поисков за счет качества британо-российских отношений остается целиком на совести Лондона. Что касается России, то сдержанность и зеркальность ее ответа утверждает в предположении: в обмене взаимными укусами сегодня поставлена, похоже, точка. В результате, как это представляется сейчас из Москвы, пик напряженности между нашими странами скорее всего пройден.
Однако разноголосица сторон все еще не исчезла. Если Москва звучит оптимистично, то Лондон сохраняет определенную долю агрессивности. Сравните высказывания президента Владимира Путина и представителя премьер-министра Великобритании Майкла Эллама, сделанные в один и тот же день.
Путин: «Уверен, что с этим мини-кризисом мы справимся. Я думаю, что российско-британские отношения будут развиваться нормально».
Эллам: «Мы считаем, что меры, которые они (российские власти) приняли, совершенно неоправданны, и мы продолжим поднимать этот вопрос на международном уровне в течение ближайших нескольких недель».
Если Москва и Лондон позволят маховику взаимной вражды и далее набирать обороты, они станут резать по живому многообразные и впечатляющие выгоды двух стран от взаимных контактов.
В прошлом году британские компании инвестировали в рынок России 5,5 млрд долларов и добавили в первом квартале 2007-го еще 3,1 млрд. Последняя цифра в 9 раз превосходит показатели инвесторов-конкурентов из США.
В России сейчас получают завидные прибыли и открывают новые предприятия 400 британских фирм, включая такие звонкие имена, как Scottish & Newcastle, Cadbury Schweppes, Mothercare, Marks & Spencer. С хорошим аппетитом разрабатывает британские бизнес и российские природные ресурсы: на лето 2006 года вложения Royal Dutch Shell и British Petroleum в этой области оценивались в 16 с лишним млрд долларов.
Добавим, что годовой товарооборот наших стран достиг 20 млрд долларов и растет со скоростью в 20% ежегодно.
Сорвись отношения двух стран еще дальше вниз, российскому бизнесу тоже есть что терять. Импорт углеводородов из России пока ограничивается лишь 3% от нужд Великобритании, но российские экспортеры во главе с «Газпромом» хотели бы довести его до 15% к 2012 году и до 20% - к 2020. К тому же крупные российские бизнес-игроки вряд ли мыслят теперь свою деятельность без Лондонской фондовой биржи, этой излюбленной площадки для привлечения инвестиций. Сегодня здесь свободно обращаются акции 42 российских компаний с общей капитализацией свыше 500 млрд долларов.
Впрочем, вряд ли то, что объединяет наши страны, можно свести только к меркантильной статистике. Переплетение культур, перекрестки истории, новая роль Лондона как европейского оазиса для российской элиты - взаимную ценность всего этого нельзя выразить в долларах или фунтах.
Любые кризисы, тем более мини-кризисы, рано или поздно уходят в архивы - вместе с их причинами и, как это кажется сейчас, крайне пикантными, детективными деталями. А долгосрочные макси-интересы России и Соединенного Королевства останутся, даст Бог, навсегда.