Марианна Беленькая, политический обозреватель РИА Новости.
Представителям Демократической партии не удалось провести через сенат Конгресса США законопроект, предусматривающий вывод основной части американских войск из Ирака к весне следующего года.
В США - предвыборный год, и если избиратели хотят увидеть, как солдаты покидают иракскую территорию, значит, у конгрессменов нет иного выбора как снова и снова выносить на голосование предложения о выводе войск. Но попытки эти вряд ли будут успешными, прежде всего потому, что президент США Джордж Буш заранее предупредил, что наложит вето на подобные законопроекты.
Между тем, на самом деле, куда важнее вопрос не о сроках, а о том, как уйти из Ирака наименее болезненно, как для самих США, так и для иракцев?
Когда речь шла о начале военной кампании в Ираке, США декларировали цель установление там демократии. Затем возникла задача восстановления безопасности. Отметим, что процесс демократизации занимает у многих десятилетия. Оставлять на этот срок значительное военное присутствие в Ираке американцы себе позволить не могут. Другое дело - безопасность, здесь все очевидней. Но пока и до этой цели очень далеко.
Возможно, ситуация прояснится в сентябре, когда будут подготовлены сразу два американских доклада о происходящем в Ираке. Один представят командующий американскими войсками в Ираке генерал Дэвид Петрэус и посол США в Багдаде Райан Крокер, а второй - глава Комитета начальников штабов ВС США генерал Питер Пейс.
К этому сроку уже будет ясно - сработала ли новая стратегия Буша в Ираке, в которую входили и увеличение там численности войск, и новые методы по обеспечению безопасности. В предварительном докладе по Ираку, представленном администрацией США конгрессу в середине июля, говорится лишь, что в полной мере передислокация американских войск была осуществлена лишь в последние несколько недель, и ее последствия только начинают проявляться.
Туманны и перспективы налаживания нормальной деятельности правительства и парламента Ирака. Согласно тому же предварительному докладу, на сегодняшний день они так и не смогли добиться значительных успехов в реформах - политических, военных и экономических, на которых настаивают США и доноры Ирака. Гарантий, что ситуация исправится к сентябрю нет. Есть лишь надежда. Ведь иракские политики не могут не понимать, что если они не добьются прогресса, то Джордж Буш лишится козырей, чтобы продлить американское присутствие в Ираке. Для нынешней власти в Ираке будет лучше, если неизбежный вывод американских войск произойдет не по требованию Конгресса, а тогда, когда это будет отвечать если не иракским, то хотя бы их собственным интересам.
В идеале уход иностранных военных из Ирака должен стать частью продуманной стратегии обеспечения безопасности в регионе. И предпочтительней, чтобы она была выработана американцами совместно с другими силами, заинтересованными в стабильности в Ираке и на Ближнем Востоке в целом. И здесь очень важно ответить на вопрос - есть ли у США четкое видение своих задач на Ближнем Востоке? Именно от этого зависит, с какими силами, в какой мере, в чем и с кем сотрудничать при составлении стратегии вывода войск.
Очевидно, что в работе над планом ухода военных должны принять участие все политические силы в Ираке, за исключением террористов, а также иракские соседи - Саудовская Аравия, Иордания, Турция, Сирия и Иран. Не может быть не учтено мнение таких членов СБ ООН как Россия и Китай, которые не только имеют собственные экономические интересы в Ираке, но и напрямую зависят от ситуации в сфере безопасности на Ближнем Востоке.
Разумеется, интересы всех этих сторон во многом противоречат друг другу. Что касается США, то они, как минимум, должны понимать - какова их конечная цель. К тому же в США и арабском мире есть совершенно противоположные точки зрения на счет сотрудничества американцев с сирийцами и иранцами. Одни считают это необходимым и неизбежным, другие опасным. Но окончательную точку в спорах может поставить только американская администрация.
Единственное, что она не может не учитывать - нельзя сотрудничать с Ираном и Сирией в иракских делах и одновременно противостоять им в других вопросах - идет ли речь об иранском ядерном досье, о ситуации в Ливане или Палестине. И это только часть проблем, которые предстоит решить Белому дому.
Вопросов слишком много. Но их игнорирование грозит хаосом на Ближнем Востоке.
Ну, а если все это так, то неизбежно возникает вопрос - действительно ли «демократы» искренне верят в успех своих попыток и действительно ли они желают, чтобы вывод американских войск из Ирака проходил так, как указано в предложенной ими поправке? Нет ли здесь элемента классического предвыборного лицемерия, когда от оппонента преднамеренно требуют выполнения таких условий, которые он выполнить просто не в состоянии?
Позиция, мягко говоря, не самая серьезная. У демократов действительно есть шанс победить на президентских выборах, но не стоит забывать, что это значит и шанс взвалить уже на себя всю ответственность за последствия ухода из Ирака.
А результат этого шага может быть самым трагическим - распад Ирака, окончательное превращение его в базу для террористов, активизация их деятельности в Европе, США, на Ближнем Востоке, региональный хаос, взлет цен на нефть.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции