Рейтинг@Mail.ru
Матрешка и водка против Лугового и полония - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Матрешка и водка против Лугового и полония

Читать ria.ru в
Дзен
Можно понять англичан - они напуганы историей с Литвиненко. Можно понять российскую сторону: согласно статье 61 Конституции, «гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству». Скандал стремительно политизируется, и уже перешел в неприятную фазу дипломатической войны, когда «форин офисы» обеих стран измеряют свое негодование в числе высланных дипломатов. Постполониевая драка идет не на жизнь, а на смерть, как будто по завету англичанина Шекспира, вложившего в уста Полония, гофмейстера, правда, датского двора такие слова: «Старайся беречься драк, а сцепишься, берись за дело так, чтоб береглись другие»...

Можно понять англичан - они напуганы историей с Литвиненко. Можно понять российскую сторону: согласно статье 61 Конституции, «гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству». Скандал стремительно политизируется, и уже перешел в неприятную фазу дипломатической войны, когда «форин офисы» обеих стран измеряют свое негодование в числе высланных дипломатов.

Постполониевая драка идет не на жизнь, а на смерть, как будто по завету англичанина Шекспира, вложившего в уста Полония, гофмейстера, правда, датского двора такие слова: «Старайся беречься драк, а сцепишься, берись за дело так, чтоб береглись другие».

Политическая подоплека не ограничивается историей «русской тройки» Литвиненко-Луговой-Ковтун. Для нас Луговой, скромный охранник-бизнесмен с чрезвычайно туманным, как Альбион, прошлым, вдруг стал знаменем, живым сигналом в опознавательной системе «свой-чужой». Он, возможно, и «сукин сын, но наш сукин сын». Для Британии стало делом чести довести историю до конца - и не только в уголовно-правовом аспекте.

Проблема еще и в том, что во всех главных странах старой Европы уже сменились команды политических лидеров, в России и США ротация предстоит в ближайшее время. Соответственно, именно сейчас отрисовываются контуры нового мирового порядка, в том числе абрис отношений внутри «восьмерки». Немецкая холодность Ангелы Меркель и несколько искусственный энтузиазм Николя Саркози дополняются прямым и жестким противостоянием с Великобританией Гордона Брауна. Это - очень некстати для России именно сейчас.

К тому же слишком заметно, что в ярком скандале с многоходовой драматургией сошлись две бывшие империи, до сих пор, мнится, испытывающие фантомные боли по своему не столько великому, сколько величественному прошлому. Первая империя в лучшие годы простиралась на одной четвертой части суши, другая - на одной шестой. Выдающийся американский политический деятель Дин Ачесон заметил в 1962 году: «Великобритания потеряла империю и еще не нашла свою новую роль». То же самое касается сегодняшней России, словно бы с завязанными глазами нащупывающей возможные векторы внешней политики. Иногда кажется, что делается это не рассудочно, а интуитивно, реактивно и эмоционально.

Пикантность ситуации в том, что Лондон стал за последние годы второй русской столицей. Или, точнее, запасной столицей: на тот случай, если события в России примут неблагоприятный оборот. Почти вся российская элита, что греха таить, держит Англию как запасной аэродром для спешной эвакуации - себя любимых и членов семей. Другой вопрос, почему подобного рода плацдармом не стали, например, Париж или Берлин, однако так уж сложилось исторически. Возможно, сказалось обаяние бывшей империи и действующей монархии в сочетании с возможностью применить свой «аэрофлотовский» английский и отправить детей в «Оксбридж». Но факт остается фактом: дети учатся в Англии, дома приобретаются в Англии, визы всегда наготове - при первых сигналах воздушной тревоги можно, даже бросив бизнес и казенные кабинеты, бежать из страны. Один на один с проблемами останется менее обеспеченная часть населения. Вот почему нашей элите демократия в России вообще не нужна: если надо, они ее получат за пределами страны...

Каким может быть практический выход? Перевод ситуации обратно в уголовно-правовую плоскость. Надо честно признать: история с полонием и Литвиненко стала своеобразной визитной карточкой России. А Луговой превратился в символ зла: по улицам недружелюбной и чрезмерной дорогой страны (в масштабах стоимости номера в «Ритц Карлтоне» на Тверской) ходят уже не медведи, а множество Луговых, из которых полоний сыплется. Чтобы исправить ситуацию, надо начать и завершить расследование силами российских правоохранительных и судебных органов в тесном профессиональном содружестве с аналогичными органами Соединенного Королевства: в конце концов, у сыщиков и судей любых стран, если они не вовлечены в политику, - общие цели.

Совершенно необязательно нарушать Конституцию и выдавать российского гражданина Великобритании. Нужно провести свое расследование - гласное и публичное, с учетом важности дела Лугового для имиджа страны - здесь, в России. Пока же наша Генпрокуратура берет на себя политические функции, ввязываясь в войну взаимных дипломатических уколов, вместо того, чтобы заняться собственно профессиональной активностью - раз уж вокруг Лугового столько невнятицы и есть явные основания для возбуждения уголовного дела.

В конце концов, Луговой - даже не Бронзовый солдат. Что мы так вцепились в него до побеления в пальцах? Пусть лучше символами России останутся матрешка и водка, а не Луговой и полоний...

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала