МОСКВА, 29 июн - РИА Новости, Светлана Янкина. Режиссер, сценограф и художник Роберт Уилсон приехал в столицу, чтобы создать московскую версию своей выставки "VOOM", которая откроется в фонде "Екатерина" 1 октября.
"Идея создавать видеопортреты у меня появилась в середине 70-х. Тогда я сделал 130-секундный ролик, который можно было демонстрировать на обычных телевизионных экранах. И тут я задумался над тем, как нарушить традицию - и обратился к главе компании Sony с вопросом, возможно ли создать такие экраны, на которых портрет человека был бы в его натуральную величину", - рассказал Уилсон журналистам в пятницу.
"После того, как я обосновался в театре, ко мне обратилась компания VOOM, отвечающая за особый вид телевидения, 24 часа в сутки демонстрирующий визуальное искусство", - продолжил художник.
В результате появились около 50 портретов: изображения знаменитостей, животных и простых, но в чем-то притягательных для Уилсона людей.
По словам художника, портреты - продолжение того, что он делает в театре, "только в обычном театре человек приходит на спектакль и уходит, а время, текущее внутри видеопортретов, больше соотносится к природным, естественным временем".
На каждый портрет у команды Уилсона, в которую входило до 30 человек, уходило очень много времени: около трех часов моделям накладывали грим, затем 5 часов выставляли оборудование и свет, и 3-4 часа длилась сама съемка. Чуть быстрее происходила только съемка животных: их Уилсон соглашается снимать без грима.
"Меня всегда интересовали движение и неподвижность, а также поведение животных. Например, мне хотелось, чтобы пантера улеглась и смотрела прямо в объектив. Дрессировщица сняла с нее ошейник и приказала нам не двигаться, в случае если зверь шелохнется. Она пролежала, глядя в объектив, 40 минут - и на это время мы сами стали ей, даже дышали в унисон. Разгадка этого портрета - напряжение и концентрация", - рассказал художник.
Все модели Уилсона, по его замыслу, разыгрывают определенные мизансцены. Так, Жанну Моро он снял в образе Марии Стюарт, однако, по словам Уилсона, выглядит она, как в обычной жизни - только костюм исторический. Зато художник повелел модели думать во время съемки о чувствах Марии Стюарт перед казнью.
"Таким образом отразилась суть этого персонажа", - комментирует художник.
Вообще, считает он, каждый образ "зависит от личности портретируемого. Очень важно зрить в корень и видеть суть". "И театр, и видео - формальность, эмоции - внутри видеопортретов", - добавляет он.
Еще один пример: Брэда Питта Уилсон заставил стоять на углу улицы в трусах и носках и рыдать. "Потом пошел дождь, и его слезы смешались с каплями", - добавляет режиссер.
Актеры безропотно подчиняются его замыслу, однако "если им что-то не нравится, мы идем на компромисс".
Тот же Питт был заснят в носках: актер считает, что у него некрасивые ступни.
Уилсон считает, что видеопортреты должны размещаться в общественных местах: в банках, на остановках, в аэропортах. "Это как огонь в камине: он успокаивает, и на него можно смотреть бесконечно", - убежден он.
В ближайших планах художника - заняться видеопортретами государственных лидеров и монарших особ, а также спортсменов.
"Я бы хотел сделать портрет мистера Путина в образе Джеймса Бонда: по-моему, он очень харизматичный", - признался Уилсон.
Пока же художник сделает портреты некоторых известных россиян, чьи имена организаторы выставки пока держат в секрете. В частности, Уилсон готов изображать всех, кто изъявит желание заплатить ему за работу.
По словам организаторов, на московской выставке будет представлено около 25 работ, среди которых - изображения Брэда Питта, Сальмы Хайек, Изабеллы Росселини, Михаила Барышникова, Джонни Деппа и других знаменитостей, а также портрет автомеханика, встреченного Уилсоном при подготовке съемки с Шэрон Стоун, и несколько изображений животных.
После Москвы выставку "VOOM" ждут долгие гастроли по Европе и Азии.