Татьяна Элина, Астана.
Принятие парламентом Казахстана пакета конституционных поправок, предложенных президентом Назарбаевым, на законодательном уровне определило ключевые параметры политической жизни республики на многие годы вперед. При этом на страницах казахстанской и зарубежной прессы началась активная дискуссия, мнения в которой варьируют от "понимания и безоговорочной поддержки" до "разочарования и осуждения". Как бы то ни было, судьбоносный характер нового решения властей Казахстана очевиден.
Итак, 16 мая Нурсултан Назарбаев выступил на совместном заседании палат парламента, где внес на рассмотрение депутатов свой проект. Через день законодатели выполнили это "пожелание". И уже 21 мая закон был окончательно утвержден самим президентом. Таким образом, на радикальное изменение политической системы крупнейшего государства Центральной Азии было потрачено пять дней.
В чем же суть произошедших - по крайней мере, по скорости - революционных перемен? Сам Нурсултан Назарбаев сформулировал ее следующим образом: "Я предлагаю пойти по пути таких изменений в Конституции, когда республика остается президентской, но с существенным расширением полномочий парламента. Это трансформирует модель нашей республики из президентской в президентско-парламентскую".
Другими словами, речь идет об усилении в политической системе страны роли законодательной ветви власти, количественном расширении депутатского корпуса, новом порядке формирования правительства по принципу парламентского большинства, введении пропорциональной системы избрания депутатов нижней палаты - Мажилиса и департизации мандата депутатов Сената. Также предусмотрено множество других политических новшеств.
В соответствии с новым законом, число депутатов Мажилиса возрастает почти на 40% - с 77 до 107. 98 депутатов избираются по пропорциональной системе, а 9 депутатов представляют Ассамблею народов Казахстана (АНК). Предлагается также увеличить численность Сената, за счет увеличения президентской квоты, которая теперь увеличивается с 7 до 15 депутатов (часть из них будет назначаться после соответствующих консультаций с АНК). Кстати, комментируя рост политического веса Ассамблеи народов Казахстана, Президент отметил, что "это необходимо для учета интересов крупных этносов и послужит дальнейшей консолидации общества". Общая численность депутатов парламента увеличивается на 38 человек и составит 154 депутата. По словам Нурсултана Назарбаева: "Это нормальная пропорция для нашего 15-ти миллионного населения".
Согласно новому закону в Казахстане также меняется избирательная система: в будущем выборы депутатов Мажилиса будут проходить по пропорциональной избирательной системе, что должно обеспечить репрезентативность и позволить учесть специфические особенности страны. Кроме того, предусмотрено отказаться от конституционного запрета на государственное финансирование общественных объединений и разработать практические механизмы для частичного финансирования деятельности политических партий из государственного бюджета.
Закон предусматривает также новый порядок формирования правительства: премьер-министр должен назначаться президентом после консультаций с фракциями политических партий и с согласия большинства депутатов. В выступлении перед Парламентом Назарбаев так сказал об этом: "Теперь главная роль в утверждении премьер-министра, а значит и всего правительства, отводится Мажилису. Конституционная обязанность премьер-министра ставить перед вновь избранным Мажилисом вопрос о доверии правительству станет еще одним важным фактором влияния на судьбу правительства. Состав правительства должен формироваться по предложению премьер-министра".
Реализация такого подхода, во-первых, повысит роль политических партий в формировании правительства и их статус в системе принятия политических решений. Во-вторых, она приведет к тому, что партия парламентского большинства в свою очередь будет нести ответственность за формирование и последующие действия правительства, которое должно будет осуществлять программу победившей партии или коалиции. Все это отражает стремление Казахстана соответствовать не только социально-экономическим, но и политическим стандартам, принятым в развитых демократических странах.
О повышении роли гражданского общества в процессе государственного управления свидетельствует предусмотренный пакетом конституционных поправок рост полномочий органов местного самоуправления: акимы областей, городов республиканского значения и столицы отныне будут назначаться с согласия соответствующих маслихатов. По словам Назарбаева: "Предусматривается также упростить процедуру выражения маслихатом недоверия акиму". Таким образом, предполагается укрепить "обратную связь" власти и населения, повысить меру общественного контроля над деятельностью чиновников низшего и среднего звена.
Собственно, это можно расценивать как понимание руководством Казахстана пределов "авторитарной модернизации": в какой-то момент развитие страны требует не только экономической, но и политической либерализации. Принципы эффективности побуждают к поиску эволюционных, бескризисных путей включения в политический процесс все более широких групп и слоев общества. Руководитель парламентской фракции партии "Нур Отан" Амзебек Жолшибеков высказал такое мнение: "Мы переживаем исторический момент. Наша страна встала на путь модернизации. И теперь в продолжение экономических реформ предстоит провести кардинальные политические реформы".
Еще одним пунктом утвержденного пакета поправок в Конституцию Казахстана стал блок, посвященный полномочиям и сроку пребывания в должности президента. Во-первых, признано целесообразным сократить после 2012 года срок президентского правления с 7 до 5 лет с правом выдвижения своей кандидатуры не более двух раз подряд. Это не вызывает возражений ни у сторонников, ни у противников конституционных изменений. (Кстати, в 2000 году точно также - с 7 до 5 лет - был сокращен срок полномочий президента Франции.)
Во-вторых, Президент наделен правом законодательной инициативы, расширены его полномочия по созданию, реорганизации и упразднению органов государственного управления и т.д. И главное: одна из поправок снимает с действующего главы государства ограничение по баллотированию на этот пост. Это решение вызвало резко отрицательную реакцию у казахстанской оппозиции и их зарубежных сторонников. Например, посол США в Казахстане Джон Ордвей заметил, что исключение по числу баллотировок, сделанное для Нурсултана Назарбаева, "отвлекает внимание от в целом положительного впечатления от пакета поправок", и пригрозил при этом, что "может измениться (или не измениться) позиция Соединенных Штатов по поводу претензий Казахстана возглавить ОБСЕ. Здесь было бы не лишне напомнить, что подобный прецедент имел место и в истории самих Соединенных Штатов - в случае с Франклином Рузвельтом...
Кроме того, в пользу принятого решения есть и более серьезные аргументы. Необходимо иметь в виду, что внесение и утверждение поправок в Конституцию Казахстана произошло на фоне обострения политической ситуации в стране, и в дальнейшем - с учетом деструктивных процессов, происходящих в соседних республиках - Казахстан не гарантирован от разного рода негативных сценариев. Разумеется, Назарбаев не обязательно будет использовать в 2012 году возможность, предоставленную ему новым законом. Тем не менее, разумно иметь конституционную возможность в случае возникновения дестабилизирующих внутри- и внешнеполитических факторов в 2012 году сохранить нити управления в руках опытного и имеющего непререкаемый авторитет у населения первого президента страны.
В любом случае России важна стабильность в соседней стране, граница с которой составляет 7600 километров. Не зря Центральную Азию условно именуют «мягким подбрюшьем» России. Эти рубежи образуют некий «буфер» России перед различными угрозами с юго-востока. Тем более, что Нурсултан Назарбаев неоднократно демонстрировал и на практике доказал свою лояльность России. Постепенно элиты двух стран достраивают ровную платформу двусторонних отношений. Может, поэтому вопрос, встретятся ли Путин и Назарбаев еще раз в качестве президентов после 2012 года, станет на тот период менее актуальным.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции