ГАЗА, 7 июн - РИА Новости, Назар Альян. Абу Самир - состоятельный коммерсант из Газы - почти с ностальгией вспоминает период израильской оккупации, когда палестинцы, не размениваясь на междоусобицы, выступали монолитным фронтом против внешнего врага, а бизнес шел куда лучше, чем в нынешние времена экономической блокады и политической изоляции.
Он своими глазами видел, как ровно сорок лет назад израильские танки входили в Газу, как на конфискованных землях росли еврейские поселения, как, медленно раскачиваясь, теряя веру в зарубежных патронов и привыкая полагаться только на собственные силы, поднимался на борьбу палестинский народ.
Абу Самир на себе испытал унижения и тяготы оккупации, но не помнит более удручающего зрелища, чем братоубийственные столкновения между палестинскими движениями ФАТХ и ХАМАС, которые все чаще разворачиваются под окнами его роскошного пентхауза, унося не меньше жизней, чем израильские авиаудары.
"Те трудности, которые были тогда, попросту меркнут по сравнению с что происходит сейчас. Уж лучше вернутся во времена оккупации, когда у нас была единая цель, мы были сплочены перед лицом врага", - говорит Абу Самир.
Сегодня так думают многие жители Газы. Более того, слова Абу Самира звучат в унисон с заявлением главы Палестинской национальной администрации Махмуда Аббаса. Обращаясь к нации по случаю 40-й годовщины арабо-израильской конфликта 1967 года, палестинский лидер заговорил об угрозе новой - на этот раз гражданской - войны, чреватой едва ли не большими бедами, чем многолетняя оккупация.
Разгромив за шесть июньских дней 1967 года армии трех арабских государств, Израиль занял обширные территории, часть из которых, включая Западный берег реки Иордан и Восточный Иерусалим, удерживает до сих пор. Из сектора Газа израильтяне ушли два года назад, но сохраняют контроль над границами палестинского анклава, герметично изолируя его от внешнего мира.
Абу Самир вспоминает, как в июне 1967-го израильские войска заняли сектор Газа, находившийся тогда под контролем египетской администрации, всего за сутки, почти не встретив сопротивления.
Едва ли не единственным исключением стал бой за холм Монтар, к востоку от города Газы. "Но это продолжалось недолго, и израильские танки, подавив огневые точки, вошли в сектор Газа под иракским флагом", - рассказывает РИА Новости Абу Самир, которому в то время было 15 лет.
"Никто из командиров не распознал военной хитрости: защитники сектора подумали, что подошли долгожданные подкрепления. Многие бежали к танкам, чтобы приветствовать союзников, а те неожиданно открыли огонь, давили гусеницами людей. Кто выжил, попал в плен", - продолжает собеседник агентства.
Израильские танки двинулись победным маршем дальше на Синай, в сторону Суэцкого канала, а "газовчанам" пришлось познакомиться с комендантским часом и прочими прелестями оккупации.
"Мы впервые узнали режим комендантского часа, который снимали только с шести утра до четырех вечера... Оккупация отбросила сектор Газа на много лет назад, уничтожив и небольшой морской порт, и железную дорогу", - рассказывает Абу Самир о первых днях израильского присутствия.
"Новые власти мало делали для улучшения нашей жизни, не строили ни школ, ни больниц. Нас использовали как дешевую рабочую силу на землях, которые еще вчера были нашей же собственностью", - вспоминает собеседник агентства.
Впрочем, теперь даже о такой низкооплачиваемой поденной работе палестинцам остается только мечтать. Больше половины жителей сектора Газа - безработные, остальные, в основном бюджетники, месяцами не получают зарплату.
Хиреет и бизнес Абу Самира. Грузы, заказанные за рубежом, намертво застревают на израильских КПП, а его салон красоты, лучший в Газе, растерял почти всю клиентуру. Состоятельные палестинки боятся там появляться из-за нападок со стороны исламистов, чье влияние все явственнее ощущается в палестинском анклаве.
Прожив в Газе все свои 55 лет, Абу Самир впервые всерьез задумался об эмиграции. До конца года он собирается свернуть бизнес и перебраться в Египет.