Рейтинг@Mail.ru
Тройка, семерка, туз латвийской политики - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Тройка, семерка, туз латвийской политики

Читать ria.ru в
Дзен
День выборов президента не оправдал ожиданий охочих до сенсаций журналистов. Пока за стенами Сейма два противоборствующих пикета громко скандировали имена своих кандидатов и пели песни, парламентарии за неполных два часа успели и провести дебаты, и завершить процедуру тайного голосования. Итоги волеизъявления народных избранников не принесли особого сюрприза. Вновьизбранным президентом стал кандидат от правящей коалиции, врач-травматолог Валдис Затлерс. За него проголосовали 58 депутатов. Его сопернику, опытному юристу Айвару Эндзиньшу досталось 39 голосов.

Александр Васильев, член Экспертного совета РИА Новости.

В четверг 31 мая на пленарном заседании латвийского парламента был избран новый президент страны. Третий со дня восстановления независимости и седьмой за всю историю латвийского государства.

Немного истории

Оговоримся сразу: Латвия парламентская республика, и роль президента ограничена латвийской конституцией. Его полномочия не идут ни в какое сравнение с властными возможностями французского, американского или российского президентов. Их латвийского коллегу скорее следует сравнить с английской королевой, которая царствует, но не правит.

Однако, президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга доказала, что если даже то немногое, что находится в ее арсенале, использовать с умом и максимальной эффективностью, то можно серьезно осложнить вольготную жизнь парламентариев. Особенно это было заметно в сравнении с практикой управления делами государства ее предшественника Гунтиса Ульманиса, первого после восстановления независимости президента Латвии, который по мнению многих политологов и аналитиков был бледной тенью своего когда-то всесильного предка - Карлиса Ульманиса, единолично правившего Латвией в 30-х годах прошлого века.

С самого начала своего президентства Вайра Вике-Фрейберга активно пользовалась правом и не стеснялась «заворачивать» многие, не до конца доработанные, по ее мнению, законопроекты. И новое «домашнее задание» депутаты латвийского Сейма должны были доводить до нужных кондиций. При этом президент не раз демонстрировала силу характера и не боялась идти на открытое столкновение с политиками правящей коалиции. К примеру, в последний раз она продемонстрировала свою волю,  когда парламентарии не вняли предупреждению президента и без должной доработки повторно приняли поправки в два законопроекта о латвийских спецслужбах. Расчет политиков правящей коалиции во многом строился на том, что президент Вайра Вике-Фрейберга вряд ли пойдет на публичный скандал накануне своего ухода с высокого государственного поста.

Этим расчетам не было суждено сбыться. Президент пошла на беспрецендентный шаг: была запушена процедура всенародного голосования этих законопроектов. И только тогда до политиков правящих партий дошло, что в условиях, когда их политические рейтинги в несколько раз уступают авторитету президента, итоги референдума могут стать для них равнозначны выражению вотума недоверия. В какой-то степени так и получилось. Несмотря на то, что правящие партии сразу дали «задний ход» и отменили все предложенные ранее поправки,  необходимые для объявления референдума подписи все же были собраны Центральной избирательной комиссией. Причем, и с большим запасом. Многие опрошенные у избирательных участков латвийские граждане отмечали, что они с трудом разбираются в юридических тонкостях предлагаемых поправок, но совсем не исключали протестного характера своей подписи, поставленной под требованием объявить всенародное голосование.

Теперь уже известно, что референдум состоится. Символично, что он пройдет 7 июля, в тот день, когда истекают полномочия нынешнего президента Вайры Вике-Фрейберги.

Как все начиналось

Интересно, что президентские выборы 1999 года совсем не предвещали того, что латвийским президентом может стать столь яркая личность как Вайра Вике-Фрейберга, которая через семь лет почти на равных станет претендовать на пост Генерального секретаря ООН. Сейчас многие латвийские политики со всей серьезностью утверждают, что это они за год до тех судьбоносных выборов разглядели в скромном канадском профессоре-лингвисте будущую «железную леди» латвийской политики. Так это было и нет, но перед глазами многих латвийских телезрителей еще стоит трогательный телерепортаж о том, как поздним июньским вечером 1999 года после нескольких туров безуспешных голосований лидер латвийских социал-демократов Юрис Боярс ввел за руку в зал Сейма скромно одетую и мало кому известную пожилую женщину - будущего президента Латвии.

В отсутствии новых реальных кандидатур, устраивающих большинство, она довольно легко получила при тайном голосовании 53 депутатских голоса. Избранию Вике-Фрейберги не помешало то, что она совсем недавно приехала в Латвию и смутно представляла себе латвийскую реальность. Возможно, руководители политического закулисья рассчитывали на то, что с трудом ориентирующаяся в реалиях латвийской жизни президент станет легкой добычей для их манипулирования.

В советское время Вайра Вике-Фрейберга посещала историческую родину в составе делегаций научных работников из западных стран. Но все же основу ее представлений о стране, в которой ей в ближайшие несколько лет придется играть далеко не последную роль, составляли детские воспоминия. И, наверное, не в последную очередь цепь трагических воспоминаний о бегстве ее семьи на Запад осенью 1944 года под напором Советской армии.

Этим, скорее всего, и объясняется ее настороженное отношение ко всему советскому и отчасти к российскому. Здесь следует искать истоки вырвавшейся у нее и ставшей широко известной пренебрежительной фразы о ветеранах Великой Отечественной войны, празднующих свою Победу «с водкой, воблой и с гармошкой под частушки».

Навстречу выборам!

Помятую о прошлых промахах, латвийские политики стали готовиться к президентским выборам 2007 года заблаговременно. Еще в прошлом году, в ходе предвыборной кампании в Сейм ЛР, влиятельная правая партия «Яунайс лайкс» («Новое время») выдвинула свою кандидатуру - Сандру Калниете, бывшую активисту Народного фронта, в недавнем прошлом занимавшую пост Еврокомиссара. Однако относительно скромные результаты выборов и излишняя амбициозность ее лидиров сделали невозможным участие этой партии в делах правящей коалиции. Окончательный крест на избрании г-жи Калниете на высший пост в государстве поставили ее однопартийцы: в условиях склок и разборок внутри партии она не могла бы рассчитывать на поддержку депутатов даже собственной фракции.

Составляющая костяк правящей коалиции Народная партия пошла другим путем. Придерживая в тайне свои кандидатуры, она постаралась сделать все, чтобы укрепить властную вертикаль, дисциплинировать ряды правящей коалиции, попутно расставляя своих людей на ключевые посты в государстве. Только за два месяца до дня голосования стало ясно, что кандидатом от Народной партии станет бывший госсекретарь МИДа ЛР, в конце прошлого года перетянутый премьером Айгаром Калвитисом на пост руководителя Государственной канцелярии с престижной и непыльной должности посла Латвии в США.

Злые языки утверждали, что президентский пост не прочь был занять и сам премьер. Однако в этом случае пришлось бы вновь формировать латвийское правительство, а в условиях нарастающих противоречий между четырьмя партиями правящей коалиции вряд ли быстро удалось бы добиться желательного компромисса. Да и результаты предстоящего тайного голосования в парламенте могли бы для Айгара Калвитиса принести неприятный сюрприз. Так что разумнее было не рисковать.

Планы народников несколько спутали их амбиционые сподвижники - коалиция Первой партии и партии «Латвияс цельш» («Латвийский путь»). Их кандидатом стала бывший госминистр в делах общественной интеграции Карина Петерсоне. А в этом случае уже ни один из двух кандидатов от правящих партий не мог бы рассчитывать на однозначную поддержку парламентского большинства. И тогда Народная партия выдвинула кандидатуру близкого к их партии многолетнего руководителя Рижского института травмотологии и ортопедии Валдиса Затлерса. Эта внешне политически неангажированная фигура нашла поддержку большинства правящей коалиции. И это несмотря на пикантность того, что уже в первых интервью кандидат в президенты врач-травмотолог не стал отрицать факта, что брал со своих пациентов дополнительное материальное вознаграждение «в конверте». Это звучало явно двусмысленно для соискателя на высший пост в государстве, поставившего себе в приоритеты борьбу с коррупцией.

На этом не закончились сюрпризы предвыборной кампании. За неделю до выборов произошел еще один неожиданный поворот. На этот раз парламентская фракция «левой» оппозиции «Центр согласия» выдвинула в президенты бывшего председателя Конституционного суда  Айвара Эндзиньша. Конечно, от действий «левой» оппозиции можно было бы привычно отмахнуться. Однако, уже первая публичная дискуссия на телевидении показала, что Айварс Эндзиньш неплохо «держит удар» и в голосовании телезрителей набрал в несколько раз больше голосов, чем кандидат от правящих партий. Верность этого мнения подтвердили и итоги последнего  опроса общественного мнения. По их результатам Айвара Эндзиньша на посту президента хотели бы видить 54,3% опрошенных респондентов.

Таким образом, всего за несколько дней до голосования в стенах латвийского парламента шансы двух основных кандидатов почти сравнялись. В этих условиях в ход предвыборной кампании вмешалась сама Вайра Вике-Фрейберга. В передаче Латвийского радио она критически высказалась об обоих кандидатах на высший государственный пост.

Особенно досталось Айвару Эндзиньшу. Президент отдельно напомнила радиослушателям о его «коммунистическом прошлом» и о том, что он выдвинут от «левой» оппозиции, которая по ее данным свою предвыборную кампанию могла финансировать «из нелояльных Латвии» источников. Впрочем, конкретных доказательств противозаконной деятельности «Центра согласия» президентом на суд общественности представлено не было.

Главный день года

День выборов президента не оправдал ожиданий охочих до сенсаций журналистов. Пока за стенами Сейма два противоборствующих пикета громко скандировали имена своих кандидатов и пели песни, парламентарии за неполных два часа успели и провести дебаты, и завершить процедуру тайного голосования. Итоги волеизъявления народных избранников не принесли особого сюрприза. Вновьизбранным президентом стал кандидат от правящей коалиции, врач-травматолог Валдис Затлерс. За него проголосовали 58 депутатов. Его сопернику, опытному юристу Айвару Эндзиньшу досталось 39 голосов.

Латвийские правящие политики в очередной раз предпочли на первые роли в государстве выдвинуть внешне далекого от политики человека. По всей вероятности, ими двигали свои соображения. А оправдается ли их ставка на очередную «темную лошадку» или она обернется для них жестокой ухмылкой новой «пиковой дамы» от латвийской политики, покажет время.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала