1 июня на голландском канале BNN выйдет реалити-шоу «Большой донор», героиня которого решает, кому из трёх кандидатов достанется её донорская почка. Создатели шоу считают, что их деятельность привлечет внимание общественности к проблемам донорства, а общественность ужасается, как же далеко в Нидерландах зашла демократизация.
У главной героини шоу «Большой донор», 37-летней Лизы, поздняя стадия раковой опухоли мозга. В течение шоу она будет смотреть интервью с тремя конкурсантами, каждый из которых нуждается в пересадке почки, поговорит с их родственниками и друзьями и в конце концов выберет, кому отдать свою почку. В течение 80 минут зрители могут голосовать за участников по SMS, но окончательное решение будет всё же за Лизой.
Нидерландский трансплантационный фонд уже назвал шоу «торговлей органами». Представители правящей коалиции партий Христианских демократов и консервативного Христианского союза назвали шоу «низостью», противоречащей этике, и призвали канал BNN отказаться от трансляции. «Мы считаем, что это недопустимо, - заявил член парламента от Христианской демократической партии Йюп Атсма (Joop Atsma). - Голландские граждане не должны становиться некими рефери, которые будут выбирать, кому жить, а кому умирать».
Директор телекомпании BNN Лоренс Дриллих (Laurens Drillich) возразил: «Мы знаем, что это очень противоречивая программа, и многие люди посчитают её безнравственной. Но, на наш взгляд, реальность ещё более безнравственна: ожидать пересадки органа - всё равно что играть в лотерею». Дриллих добавил, что ежегодно в Нидерландах появляется около 200 человек, нуждающихся в пересадке почки, и они ждут доноров по четыре года. Шанс каждого из участников шоу - один на три, а это гораздо выше, чем шансы тысяч людей, вписанных в листы ожидания.
В Голландии это не первое шокирующее реалити-шоу. Компания Endemol до «Большого донора» выпустила такие проекты, как «Большой брат» (Нидерланды, 1997), российскими аналогами которого стали программы «За стеклом» и русская версия «Большой брат».
Британский журналист и писатель Крис Хорри (Chris Horrie) считает, что явления, подобные шоу «Большой донор», - результат ослабления государственного регулирования в сфере СМИ. В интервью телеканалу Sky News он рассказал, что переворот в масс-медиа совершили электронные средства массовой информации, в частности, распространение в Интернете кадров казни Саддама Хусейна, снятых на мобильный телефон очевидца. Натуралистичные кадры поразили публику, и СМИ, которые их распространили, стали пользоваться успехом.