Рейтинг@Mail.ru
Служебный роман по-американски - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Служебный роман по-американски

Читать ria.ru в
Дзен

Пол Вулфовиц оказался в лифте вместе с миленькой сотрудницей. В свои 63 президент Всемирного банка стал замечать, что его орлиная зоркость по части женских красот только обостряется.

- Простите, - молвил он игриво, - что это у Вас за ленточка такая? Голубая, на блузке?

- А их носят в банке все, кто требует Вашего увольнения или отставки, - отрезала спутница.

Дальше лифт скользил наверх в гробовой тишине.

Сегодня бесстрашная красотка уже без ленточки. Совет директоров Всемирного банка, кредитного гиганта, созданного еще в 1944 году для помощи бедным странам, объявил: мы расстаемся с нашим уважаемым президентом. Не очень хотелось бы, неплохой был в общем-то президент, но что поделаешь. Нарушил правила банка, не выдержал кое-какие условия трудового контракта. Соответственно, м-ру Вулфовицу придется покинуть свой пост 30 июня, когда завершится финансовый год.

Таков бесспорный, вроде бы довольно заурядный факт.

Но каждый, кто листает российские газеты или поглядывает хотя бы краем глаза на телевизионный экран, прекрасно знает: в этой лицемерной Америке случился очередной жуткий скандалище. Они нас попрекают откатом от демократии, а у самих - настоящий Гулаг в Гуантанамо, оргазм смертных казней, а теперь вот еще этот самый Вулфовиц.

Большой чин устроил из международного банка кормушку для своей любовницы. Выплачивал ей зарплату выше крыши, в то время, как в Африке люди мрут с голода. Позор тебе, насквозь кумовская Америка.

Стоп. Мы, похоже, не замечаем, как становимся жертвами настоящего разгула антиамериканизма во многих отечественных СМИ. Нет, простите, кое-кто замечает. Один российский лингвистический центр проанализировал материалы про Америку за март этого года и оценил их по шкале от «минус 3» до «плюс 3» в зависимости от того, проникнуты они дружелюбием или критикой (а то, бывает, и голой неприязнью).

После некоторых арифметических манипуляций получилась такая занятная табличка: «Комсомольская правда» - минус 63, «Известия» - минус 58, «Первый канал ТВ» - минус 43, «Ведомости» - плюс 3, «Московский комсомолец» - плюс 7.

Истовым фанатам Америки лучше всего, конечно, не выключать радио «Эхо Москвы». У него рекордный показатель трансатлантической благожелательности - плюс 126.

Антиамериканизм сегодняшнего разлива плох тем, что подсовывает карикатуру на страну вместо ее рентгеновского снимка. И дело Пола Вулфовица в этом смысле - аргумент лучше некуда. Как бы нас ни уверяли в обратном, этот блистательный интеллектуал, верный слуга 6 американских президентов, само олицетворение консервативной Америки поскользнулся вовсе не на банановой кожуре неэтичного служебного романа.

С этикой у Вулфовица все в порядке. Немножко не в порядке - с самой Америкой.

Истинная история краха этой поразительной карьеры куда более любопытна, чем злорадные вычисления прессы, на сколько тысяч долларов оклад госсекретаря США Кондолизы Райс уступал зарплате миниатюрной остроносой женщины по имени Шаха Али Риза, старшего администратора в отделе Ближнего Востока и Северной Африки Всемирного банка. А по совместительству пассии Пола Вулфовица.

Июнь 2005-го. Вулфовиц попадает в правительственную рокировку - меняет должность замминистра обороны на пост президента банка. И первым делом честно извещает всех, кого это касается: понимаете, вот две новости. Хорошая - у меня уже 8 лет есть дама сердца. Плохая  - она сотрудница нашего банка и, стало быть, налицо то, что именуется «конфликтом интересов».

Что посоветуете, коллеги? Я бы порекомендовал себе просто самоустраниться от любых действий и решений касательно этой достойной во всех отношениях дамы.

Как видим, президент банка ведет себя безупречно, по-джентльменски. Сам обнажает проблему, сам предлагает, что делать. Какое тут нарушение служебной этики? Никакого. Напротив, точное следование «Закону о декларированных супругах и партнерах». Есть в Америке и такой.

Комитет по этике Всемирного банка согласен: да, конфликт интересов есть. Но самоустранение для президента - не выход. Именно комитет, а вовсе не Вулфовиц, предлагает «переместить штатного сотрудника (то есть Шаху Ризу) на должность вне потенциального руководящего влияния президента». Тот же комитет, а не президент, советует компенсировать эту тягостную, неловкую для женщины суету «повышением в должности в соответствии с ее опытом и квалификацией».

Сказано комитетом - сделано Вулфовицем.

Его возлюбленную поселяют в кабинет в Государственном департаменте США, но на зарплату от Всемирного банка. 193 тысячи в год после уплаты налогов с ежегодным повышением в 8%. Действительно, немножко чересчур. Но скажите нам, как точно рассчитать компенсацию такого неприятного в условиях Америки сюрприза, когда любовник вдруг сваливается тебе на голову в качестве начальника? Это вам не Россия. Свежая ситуация требует свежих решений.

Самое поразительное здесь - это реакция комитета по этике. Его глава Эд Мелкерт вне себя от счастья. В служебной депеше к Вулфовицу от 24 октября 2005 года он пишет: «Поскольку исход дела совпадает с заключением комитета и его рекомендацией, комитет разделяет  Ваше мнение, что вопрос можно считать закрытым».

К депеше приложена рукописная записка. Мелкерт благодарит там Вулфовица за «очень откровенный и конструктивный дух наших дискуссий» и приглашает его вместе с Шахой Ризой в гости «к нам домой».

То есть на этом этапе пахнет вовсе не скандалом, а хорошо прожаренным барбекю из техасской говядины.

Что же стряслось дальше? Формально - сущая мелочь. Всемирный банк получил анонимку. Какой-то тип, подписавшийся «Джон Смит», прислал по электронной почте кляузу, где обвинил Вулфовица в «важных этических промахах коррупционного свойства». То есть повторил в сотый раз давно известное. И благополучно, казалось бы, расхлебанное.

Но именно с этой минуты карьера президента начинает стремительно скользить вниз, к отставке. Словно включается некое загадочное силовое поле, которое выталкивает человека прочь из Всемирного банка и дальше, в политическое небытие.

Пол Вулфовиц не совершил ничего предосудительного. Он действовал настолько этично, насколько этичны были советы комитета по этике. Вулфовиц пострадал не за любовь к изящной ливанке. Он поплатился за политику той Америки, о какой грезил по ночам и какую пытался сотворить за десятилетия честной государственной службы.

В определенном смысле Пол Вулфовиц - политическая жертва. За него стоило бы срочно вступиться Международному суду по правам человека в Страсбурге.

Чтобы это понять, перелистаем несколько последних страничек его жития.

Взлет Вулфовица как идеолога маленького, но влиятельного отряда неоконсерваторов внутри Республиканской партии случился в начале 90-х. Он служил тогда в администрации папы нынешнего президента - Джорджа Буша Старшего. Занимал пост замминистра по оборонной политике в Пентагоне у Дика Чейни, теперь вице-президента. И восхищал всех вокруг живостью интеллекта и 18-часовой усидчивостью.

Именно тогда Вулфовица настигла слава одного из вдохновителей и практиков так называемого «Проекта Нового американского века». Смысл этой теории, окончательно отстоявшейся к 1997 году, вот в чем: Америка обладает сегодня мощью, достаточной для формирования нового мирового порядка. Pax Americana, то есть мир по-американски, должен толковаться как Power Americana, то есть мир, полностью подчиненный американскому могуществу.

И Вулфовиц ковал эту мечту одержимо и последовательно.

После атаки в 2001-м на башни-близнецы в Нью-Йорке он требовал не просто преследовать террористов, а «покончить» раз и навсегда с государствами, укрывающими боевиков. Как Иран тогда не стерли с глобуса, уму непостижимо.

К голосу замминистра обороны прислушались два года спустя, когда в прицеле оказался Ирак. Вулфовиц боготворил войну в Ираке. Он видел в ней пришествие демократии на весь Большой Ближний Восток. По его плану, иракцы должны были бы побрататься с освободителями, а мелкий ущерб стране удалось бы легко восстановить на доходы от иракской нефти.

Не случилось ни того, ни другого. Американский век не хотел прорастать сквозь иракские развалины, как ни удобряли его кровью гражданской войны.

Апологеты этой теории становятся если не обузой, то уже фактором некой легкой, еще плохо сознаваемой неловкости для администрации Джорджа Буша. Единомышленникам Вулфовица, входящим вместе с ним в воинственную группу внутри Белого дома, известную как «Вулканы» (Vulcans), вроде бы ничего пока не грозит. Дональда Рамсфелда еще не попросили из министерства обороны. Джона Болтона еще не лишили должности представителя США в Объединенных Нациях. Но Вулфовица уже задвигают слегка в тень, во Всемирный банк, и он, кажется, не очень хорошо понимает, что происходит.

Иначе бы новый президент не взялся бы так напористо лепить маленький Американский век теперь уже внутри международной системы финансовой помощи бедным странам.

Вулфовиц быстро делит их, эти страны, на угодных и неугодных. Первым достается большинство кредитов Всемирного банка. Вторым в порядке помощи предлагают не деньги, а борьбу с коррупцией.

Причем и здесь новый президент действует селективно. Скажем, он не замечает махинаций концерна Halliburton, когда тот расхватывает контракты в Ираке без тендеров и расхищает деньги американских налогоплательщиков, предъявляя казначейству США раздутые счета. Halliburton связан с Диком Чейни, большим приятелем Вулфовица. Это делает концерн неприкасаемым.

В результате терпение влиятельных спонсоров из числа 184 членов Всемирного банка, главным образом европейских столиц, иссякает.

Повторюсь: в падении идола неоконсерватизма виноват вовсе не трогательный служебный роман. Любовь всегда прекрасна. В конечном счете Пола Вулфовица сдал Джордж Буш, его администрация. Человек из Американского века оказался больше не нужен.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала