Юрий Зайцев, эксперт Института космических исследований, для РИА Новости.
Четверть века назад на орбиту вывели последнюю станцию из серии «Салют» - «Салют-7». Ее драматическая эксплуатация во многом позволила оценить риски, связанные с работой последующих орбитальных комплексов «Мир» и МКС.
Станция "Салют-7" внешне практически не отличалась от своей предшественницы, но ее служебные системы были значительно усовершенствованы: повышена мощность системы энергопитания, стыковочный узел стал более прочным, усилена защита иллюминаторов от ударов микрометеоритов, модернизирована система жизнеобеспечения, значительно улучшились бытовые условия космонавтов, а сама станция сделалась комфортабельнее и, самое главное, надежнее.
Основные же отличия "Салют-7" от "Салюта-6" были связаны с новыми возможностями для проведения научных исследований и ремонта бортового оборудования в полете. В пилотируемом режиме станция эксплуатировалась более 800 дней. На ее борту работали десять экипажей (21 космонавт), в том числе два международных с участием граждан Франции и Индии. Снабжение станции обеспечили 15 грузовых кораблей "Прогресс".
На "Салюте-7" была осуществлена самая длительная по тому времени 237-суточная экспедиция. Дважды в составе экипажа станции работала Светлана Савицкая, которая первая из женщин-космонавтов совершила выход в открытый космос. В общей сложности космонавты 13 раз работали на внешней поверхности станции, а космонавты Леонид Кизим и Владимир Соловьев впервые в мировой космонавтике дважды осуществили межорбитальный перелет с одной станции на другую. Сначала они летали на "Мире". Затем перелетели на "Салют-7", проработали там 50 суток и снова возвратились на "Мир".
В ходе эксплуатации "Салюта-7" на его борту было выполнено более 2500 геофизических, технических, астрофизических, медико-биологических и технологических экспериментов. В работах использовалось 175 наименований научной аппаратуры и оборудования. На Землю доставлены материалы с результатами экспериментов и исследований общей массой более 500 кг.
Были и сложности. После завершения третьей основной экспедиции станцию законсервировали и в течение пяти месяцев она находилась в режиме автоматического полета. Неожиданно в очередном сеансе связи обнаружилась неисправность радиосистемы, через которую на Землю поступала информация о состоянии бортовых систем, а с Земли на борт выдавались управляющие команды. Согласиться с мыслью, что станция, еще не отработавшая свой ресурс, безвозвратно потеряна, никто не хотел. Решение было одно: станцию надо "вернуть к жизни". Сделать это могли только космонавты. Очевидным было и то, что работать им придется в чрезвычайно тяжелых условиях. Как всегда появились и скептики, сомневавшиеся в успехе.
Когда Владимир Джанибеков и Виктор Савиных пристыковывались к "Салюту" и вошли в него, подтвердились самые худшие опасения. Система энергопитания не работала, температура внутри станции - ниже нуля, на иллюминаторах - изморозь. Станция была практически мертва. Тем не менее, космонавты сумели не только реанимировать ее, но и выполнить многочисленные научные исследования и эксперименты, которые затем продолжили последующие экипажи. Однако главная проблема была еще впереди.
В июне 1986 г. с отлетом со станции космонавтов Леонида Кизима и Владимира Соловьева завершилась пилотируемая программа станций серии "Салют", которые поочередно работали в космосе на протяжении 15 лет. Однако "Салют-7" решили не бросать, а вместе с пристыкованным к нему "Космосом-1686" поднять на более высокую орбиту, где они могли бы летать еще несколько лет. Это позволяло получить ценную информацию о работе бортовых систем за пределами установленных ресурсов, а также о воздействии факторов космического пространства на конструкционные материалы и оборудование станции.
Через 7-8 лет на орбитальный комплекс планировалось послать инспекционную экспедицию, которая проверила бы его состояние, а отдельные фрагменты конструкций, кабелей, солнечных батарей и часть приборов демонтировала бы и доставила на Землю для изучения. По завершению этой программы станцию планировали затопить в заранее выбранном районе океана.
Но неожиданно возросла солнечная активность. Верхняя атмосфера Земли стала разогреваться и "вспухать". В результате резко усилилось торможение станции, и начался ее неуправляемый сход с орбиты. К счастью, семидесятитонная махина упала в безлюдном горном районе Южной Америки, и обошлось без жертв и материального ущерба, а могло бы быть значительно хуже. И когда решался вопрос, продолжать ли эксплуатировать полностью выработавший свой ресурс орбитальный комплекс "Мир" или затопить станцию пока она еще управляемая, напоминание об опыте "Салюта-7" остудило многие горячие головы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции