Игорь Томберг, к.э.н., ведущий научный сотрудник Центра энергетических исследований ИМЭМО РАН для РИА Новости.
Совершенно очевидно, что лейтмотивом переговоров глав России, Казахстана и Туркмении в энергетической сфере в ходе нынешнего турне по Центральной Азии Владимира Путина стала идея о необходимости установления контроля производителей над потоками углеводородов в Евросоюз. Чтобы его не установили давно и хорошо организованные европейские потребители нефти и газа.
В результате переговоров 12 мая главы трех государств подписали декларацию, открывшую путь к строительству Прикаспийского газопровода, по которому туркменский газ через территорию Казахстана впадет в российскую газотранспортную систему. Таким образом, выбирая между несколькими вариантами транспортировки газа в Европу, Казахстан и Туркмения выбрали российскую версию. Соответственно был отвергнут вариант Транскаспийского газопроводного проекта, активно лоббируемого Западной Европой и США.
Проложить трубу по дну Каспия затруднительно до тех пор, пока прикаспийские страны, включая Иран, не договорятся о разделе моря. Но главное, что, кроме разногласий насчет статуса Каспия у трех президентов есть общий интерес: все они кровно заинтересованы в высоких ценах на газ.
Фактически в ходе визита российский президент приступил к формализации своей давней идеи создания регионального газового союза в рамках постсоветсткого пространства. Еще в 2002 г. на встрече с тогдашним президентом Туркмении Сапармуратом Ниязовым Путин предложил среднеазиатским странам объединиться с Россией в «евразийский газовый альянс». Кроме того, в союз планировалось включить страны, по территории которых газ транспортируется в Европу. Альянс должен был координировать объемы добычи голубого топлива, строительство трубопроводов, тарифы на прокачку и ценовую политику. Создание подобной организации с участием Белоруссии, Казахстана, России, Туркмении, Узбекистана и Украины позволяло контролировать около 50% мировых запасов газа. Однако тогда идея Путина не нашла поддержки у возможных участников альянса.
Но времена меняются. Сегодня газовый рынок на просторах бывшего СССР стремительно прогрессирует. Это означает, что если уж и рассматривать варианты организации в той или иной форме производителей газа перед лицом все более солидарной и агрессивной политики европейских потребителей, то начинать надо с соседей - государств Центральной Азии.
Учитывая, что происходящие сегодня изменения в системе взаимоотношений России с производителями энергоресурсов Центральной Азии - Казахстаном, Туркменией, Узбекистаном - заставляют искать новые подходы к многостороннему сотрудничеству, «газопроводная монополия» явно уходит в прошлое. Приходит время инвестиционного «наступления» на Среднюю Азию. Благо, и финансовые ресурсы есть, и политические возможности пока сохраняются.
Объединение России, Казахстана, Туркменистана и Узбекистана, владеющих огромными запасами газа и активно развивающими его добычу и транспортную инфраструктуру, является объективным условием создания крупного регионального газового альянса. Наличие альтернативных Европе потенциально необозримых рынков сбыта, например, Индия, Пакистан, Китай и т.д., делает идею еще более привлекательной. Для окончательного оформления идеи в конкретные практические шаги не хватало самой малости - политической воли государств - потенциальных участников альянса. Хотя в двусторонних беседах руководители этих стран включали тему как обязательную.
Похоже, сейчас такая воля появляется. Чему, очевидно, в немалой степени способствует интерес к теме Ирана, Алжира, других исламских государств. В свою очередь, Россия демонстрирует готовность делиться с будущими союзниками частью своих монопольных возможностей на западных рынках, равно как - и частью прибыли.
При этом Россия в последнее время всячески дает понять партнерам, что не будет злоупотреблять своей монополией на транспортировку в Европу. Год назад, после того как министерство энергетики и минеральных ресурсов Казахстана поддержало было проект Транскаспийского газопровода, Москва подняла закупочные цены на казахстанский газ почти втрое. Нынешнее турне В. Путина показало, что Россия готова пойти и дальше, лишь бы обеспечить лояльность партнеров.
После переговоров Назарбаева с Путиным руководство казахстанского "Казмунайгаза" заявило о новой роли российско-казахской компании "Казросгаз" ("Казмунайгаз" и Газпром владеют ею на паритетных началах). Компания, созданная пять лет назад, закупает карачаганакский газ у международного консорциума и доставляет его на Оренбургский ГПЗ. Теперь газ пойдет из Оренбурга в Европу.
В ходе переговоров с Казахстаном Россия пошла на дальнейшие уступки по ценам закупаемого газа для обеспечения баланса интересов на региональном газовом рынке. 14 мая 2007 г, выступая в парламенте Казахстана в рамках правительственного часа, министр энергетики и минеральных ресурсов страны Б. Измухамбетов подробно остановился на реализации газа с Оренбургского ГПЗ. «С января мы продаем совместно с Россией этот газ по $145 за тысячу куб. м через «Казросгаз». А два дня назад договорились поднять цену до $160. При этом Россия дала согласие на продажу определенного объема по цене еще выше $160 в страны СНГ, Прибалтики и Западной Европы»,- пояснил министр.
Это прецедент: Россия приоткрыла путь на Запад поставщику, в котором у нее нет контрольного пакета. Прежде при пересечении нашей границы газ становился полностью российским. Теперь - только наполовину. Это будет самая высокая цена закупок Россией среднеазиатского газа. Но для Газпрома проект все равно будет выгодным - продает газ на экспорт другое СП с участием российской монополии, ЗАО «Казросгаз».
С учетом трехстороннего формата саммита, не исключено, что и Туркмения выторгует себе схожую модель взаимодействия. И хотя доходы России от реэкспорта среднеазиатского газа сократятся (придется делиться с партнерами), она выиграет в объемах и гарантированных поставках в свои газопроводы, а также за счет отказа от ненужной конкуренции за рынки сбыта и максимальные цены.
Что касается европейцев, то вместо одной России им придется иметь дело с фактическим картелем. Не случайно реакция на соглашения трехстороннего саммита была весьма болезненной. Причем, первыми отреагировали американцы, которых эти соглашения, вроде бы, впрямую не затрагивают. Тем не менее, 14 мая на пресс-конференции в Вашингтоне заместитель официального представителя госдепартамента США Том Кейси заявил, что администрация Дж. Буша настаивает на том, чтобы все соглашения в области источников и маршрутов поставок энергоносителей опирались на коммерческие принципы и были свободны от "политических соображений". По его словам, именно в этом контексте администрация США оформит свою позицию по достигнутым накануне соглашениям между Россией, Казахстаном и Туркменией по прокладке нового прикаспийского газопровода. Интересно, как насчет трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан, который всеми экспертами признан коммерчески несостоятельным, но зато исключительно политически мотивированным? Или не менее ангажированный транскаспийский газопровод? А днем ранее схожую позицию по поводу соглашения между Россией, Казахстаном и Туркменией выразил министр энергетики США Сэмуэль Бодман. «Это не будет хорошо для Европы. Это будет против того, что нужно, а именно разнообразия поставщиков», - заявил министр на пресс-конференции в Париже.
Ресурсные, в данном случае газовые богатства объединили Россию, Казахстан, Туркмению и Узбекистан в противостоянии с давно организованным картелем потребителей газа - объединенной Европой. Теперь ситуация кардинально меняется: все газовые потоки из Центральной Азии фактически оказались замкнутыми на России, получившей возможность приступить к формированию регионального рынка и образовать свою евразийскую газовую ОПЕК. С одной стороны, Евросоюз получает надежную систему доставки газа из Каспийского региона. С другой, получают подпитку главные европейские фобии - Россия укрепила свои позиции чуть ли не монопольного поставщика евразийского газа в Европу. Одновременно крепнет взаимодействие России с Алжиром, а сохраняющаяся неопределенность по поводу будущего Ирана все дальше отодвигает планы альтернативных маршрутов типа газопровода «Набукко». Таким образом, сегодня Европа окружена экспортерами газа. И можно в таком окружении сколько угодно бросаться политическими обвинениями в «энергетическом шантаже», грозить судами за «создание картелей» и т.п. Однако вряд ли это заставит поставщиков снижать цены. Как не могут этого сделать ни газовые директивы, ни сама газовая политика Брюсселя.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции