ПАРИЖ, 16 мая - РИА Новости, Юлия Горбылева. "Политическое животное с невероятным чутьем" - так многие французские политики, эксперты, а следом за ними и простые обыватели нередко называли Жака Ширака, который в среду окончательно покидает Елисейский дворец после 12-ти лет пребывания на посту президента Франции.
"Это человек склада Макиавелли, способный смешивать карты, находясь в крайне затруднительном положении, и возвращаться ниоткуда, когда все считают, что он уже проиграл", - так характеризует Ширака философ Ив Мишо, выпустивший книгу под названием "Ширак в тексте, Слово и Бессилие".
За президентское кресло Ширак упорно боролся долгие годы. Начиная с поста госсекретаря в правительстве Жоржа Помпиду, он прошел через многие должности: в частности, был министром сельского хозяйства, министром внутренних дел. Наконец, в 1974-м, когда ему исполнилось 42 года, он стал премьер-министром Франции.
Однако всего лишь два года спустя Ширак неожиданно заявил по телевидению, что "не обладает больше средствами, которые необходимы сегодня, чтобы полноценно исполнять функции премьер-министра". "Я решил положить этому конец", - сказал Ширак, заверив тогдашнего президента Валери Жискара д'Эстена, что "хочет совсем уйти из политической жизни".
Философ Мишо видит в этом шаге проявление "ловкости" Ширака, его умения находить выход из любой ситуации: "Представьте, что, покинув Матиньонский дворец, он год спустя становится мэром Парижа!"
Именно в это время Ширак создает партию Объединение в поддержку республики (ОПР) с прицелом на президентские выборы 1981 года, на которых, однако, он не набирает нужного количества голосов, но все же становится самым популярным парижским мэром правого толка.
В 1988 году (в ту пору продолжительность президентского мандата во Франции составляла семь лет) Ширак снова выдвигает свою кандидатуру на президентских выборах. Ему удается пробиться во второй тур, но там он набирает лишь около 46% голосов и проигрывает социалисту Франсуа Миттерану. Рассказывают, что после этой неудачи супруга Ширака Бернадет воскликнула: "Французы не любят моего мужа!" Тем не менее, Ширак продолжает занимать пост мэра и оставаться одним из лидеров правой оппозиции.
Наконец, в 1995 году он снова выдвигает свою кандидатуру на президентских выборах, но тут в борьбу решает включиться другой серьезный претендент из стана правых - тогдашний премьер-министр Эдуар Балладюр. Именно во время той президентской кампании Николя Саркози, уже выступивший на политической арене как мэр города Нейи-сюр-Сен и претендовавший на один из министерских постов, решил поддержать Балладюра, а не Ширака. Результат известен: Ширак все же выигрывает заветное место в Елисейском дворце, а между ним и Саркози надолго устанавливаются весьма прохладные и неприязненные отношения, которые не слишком улучшились за десять последующих лет.
В 2002 году, рискуя потерпеть поражение на президентских выборах, Ширак создает между двумя турами партию Союз за президентское большинство, "чтобы объединить правые политические силы", и получает во втором туре 80% голосов. Во главе партии, которая впоследствии была переименована в Союз за народное движение (СНД), в 2004 году встал Саркози.
По итогам 12 лет, в течение которых Ширак занимал президентское кресло, французские политики и эксперты расходятся во мнении о нем как о политике.
Те, кто работал вместе с теперь уже бывшим главой государства, единодушно считают, что Ширак был "великим президентом" и останется таким для будущих поколений.
По мнению министра обороны Франции Мишель Альо-Мари, Ширак "придавал каждому своему действию очень важное человеческое значение". Она также обратила особое внимание на то, что каждый поступок Ширака непременно был направлен на "служение миру". "Все президенты V Республики внесли то, в чем мы еще не отдаем себе отчета сразу", - сказала Альо-Мари.
Министр национального образования Франции Жиль де Робьен отмечает "планетарные" качества Ширака. "Франции повезло, что ее в течение долгого времени возглавлял Ширак", - полагает Робьен.
А министр внутренних дел Франсуа Баруэн уверен, что Ширак "оставил важный след в Истории".
В то же время многие французские аналитики говорят о "чрезмерной осторожности" и бездейственности Ширака, а также о "старомодности" его политики.
Журналист газеты "Либерасьон" Лоран Жофрен, причисляющий Ширака к "наиболее осторожным реформаторам", полагает, что причины этой осторожности кроются в известных событиях 1968 года, вошедших в историю под названием "студенческой революции".
"Ширак, который был тогда госсекретарем в правительстве Помпиду, получил великий урок: французский народ - это демократический дьявол, который может в любой момент свергнуть любую власть", - замечает Жофрен. Поэтому и создается впечатление бездейственности Ширака как политика, добавляет он.
В свою очередь философ Мишо отмечает, что Ширак был последователен в политике "экономического патриотизма", отстаивании роли государства, защите социальной безопасности, постоянном восхвалении многополярного мира и непременном выражении антиамериканских настроений. Однако эта последовательность была родом из 70-х годов, отмечает автор.
"Ширак был прямым последователем голлизма, который уже не соответствовал эпохе", - полагает историк. Однако де Голль был окружен верными людьми, тогда как в подчинении у Ширака были только те, кто были обязаны ему.
Тем не менее, считает Мишо, Ширак воплощает "политическое бессилие", откуда и возникает успех Саркози. "Французы больше не хотят этой старомодной политики", - полагает историк.
От эпохи Ширака, уверен Мишо, "у людей не останется много в памяти". В политике де Голля был видимый размах, что не существует у Ширака. Кроме упразднения обязательной службы в армии, серьезных заслуг Ширака, по мнению философа, назвать нельзя. Напротив, отмечает исследователь, при Шираке начали процветать назначения по знакомству, которые "вызвали бы скандал в другой демократической стране".
Сильной стороной Ширака, по мнению обозревателей, всегда была дипломатия, в которой он мог быть гибким, а мог и неуступчивым. В частности, широкое международное признание принесло ему решительное неприятие иностранного вмешательства в Ираке, которое стало причиной заметного охлаждения отношений между Парижем и Вашингтоном.
Для России Ширак был, безусловно, одним из самых лучших партнеров, чего невозможно уже ожидать от новоизбранного президента Франции Николя Саркози. Политика Франции в отношении Москвы после избрания Николя Саркози президентом станет более критичной, но партнерство продолжится и, возможно, даже обретет более конкретное содержание, уверена политолог Изабель Факон (Isabelle Facon) из французского Фонда стратегических исследований (Fondation pour la Recherche Strategique).
"Теперь политика Парижа в отношении Москвы станет, несомненно, более критической, а упоминания о необходимости защиты общих ценностей - более частыми", - сказала она в интервью РИА Новости.
По ее мнению, речь идет об "очевидном окончании эпохи отношений, которые при Жаке Шираке были чересчур ориентированы на личностные факторы и символы".
"В последнее время подобная политика вызывала все больше критических замечаний во Франции, создалось даже ощущение, что Париж ожидает ухода Ширака, чтобы более отчетливо выразить свое мнение", - заметила политолог.