1764 - в Петербурге основано первое в стране учебное учреждения для женщин - Смольный институт
1764 - в Петербурге основано первое в стране учебное учреждения для женщин - Воспитательный институт благородных девиц при Смольном монастыре (Смольный институт).
Смольный институт основан в Петербурге при Воскресенском - Смольном женском монастыре в окрестностях Петербурга, близ деревни Смольной. Инициатором создания первого в России женского учебного заведения для воспитания 200 «благородных девиц» был действительный тайный советник Иван Бецкий (царствование Екатерины II). Начальницей института стала княгиня А.С.Долгорукова. В Смольном институте учились дочери дворян с шести до 18 лет. Предметами обучения были закон божий, французский язык, арифметика, рисование, история, география, словесность; кроме того, девицы обучались танцам, музыке, рукоделию и различным видам домоводства. В Смольном институте также преподавались предметы светского обхождения. В 1765 году при Смольном институте было открыто учебно-воспитательное учреждение для девиц других сословий (кроме крепостного крестьянства), где они получали элементарную общеобразовательную подготовку и обучались шитью и домоводству. Открытием этого института было положено начало женскому среднему образованию, причем Россия в этом отношении опередила страны Западной Европы. После смерти Екатерины II Павел I поручил своей супруге императрице Марии Федоровне управление всеми благотворительными и женскими учебными заведениями России. Реформа Марии Федоровны коренным образом изменила характер Воспитательного общества. Широкие гуманно-общественные задачи, поставленные Екатериной II, заменились более узкими, чисто женскими. Женщина должна быть «совершенная швея, ткачиха, чулочница и кухарка; должна разделять свое существование между детской и кухней, погребом, амбаром, двором и садом». В XIX веке Смольный институт стал замкнутым привилегированным учебным заведением, в котором особое предпочтение отдавалось всему иностранному, воспитанницам прививались светские манеры, набожность, сентиментальность и преклонение перед царской фамилией. В 1859 году инспектором классов Смольного института был назначен К.Д.Ушинский, который провел ряд прогрессивных мероприятий, реорганизовав весь процесс обучения и воспитания (ввел новый учебный план, построенный на небольшом количестве учебных предметов, предметные уроки, опыты по физике; организовал сверх обычных 7 классов двухлетний педагогический класс и т.д.). Однако в результате преследований и доносов летом 1862 года Ушинский принужден был оставить Смольный институт, после чего основные мероприятия Ушинского были ликвидированы и вплоть до 1917 года Смольный институт оставался одним из наиболее консервативных учебных заведений. В 1917 году он был закрыт. После революции в октябре 1917 года в Смольном сформировалось новое правительство: Совет Народных Комиссаров во главе с В.И.Лениным, который работал в Смольном до переезда правительства в Москву. В советское время в Смольном находился городской и областной комитет КПСС, сейчас в Смольном размещается правительство и администрация Санкт-Петербурга.
1896 - в Петербурге в саду «Аквариум» состоялся первый кинопросмотр в России
Этот сеанс длился около десяти минут и состоял из коротких сценок - фильмов первой программы братьев Люмьер. Французы Луи и Огюст Люмьер получили патент на изобретенный ими аппарат «Синематограф» в 1985 году. 22 марта 1895 года Люмьеры устраивают в Париже первый в истории киносеанс. Они показывают - пока только узкому кругу друзей - коротенькую ленту «Выход рабочих с завода Люмьер». Но днем рождения кино станут считать 28 декабря того же 1895 года. Тогда в парижском кафе на Бульваре Капуцинов Люмьеры представили уже широкой публике первый в мире короткометражный фильм «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота»... . Зрители восприняли кадры фильма «Выход рабочих с завода Люмьер», узнавая в кино самих себя, но демонстрация «Прибытия поезда на вокзал Ла Сьота» заставила их вскочить с мест от страха получить травмы или быть задавленными двигающимся поездом. В России кино началось с показа этих же фильмов и работ отечественных операторов В.Сашина и А.Федецкого, снявших ряд хроникальных сюжетов. Первые сеансы прошли 16 мая 1896 года в Петербургском саду «Аквариум» и в Московском театре оперетты «Эрмитаж», позже на знаменитой Нижегородской ярмарке. Первый же настоящий кинофильм был создан режиссером В.Ромашковым в мастерской петербургского фотографа А.Дренкова в 1908 году. Он назывался «Понизовая вольница» (о Стеньке Разине).
1924 - вышел первый номер журнала «Мурзилка»
Название журнала для детей и образ героя появились из популярных дореволюционных книжек о веселых приключениях маленьких лесных человечков, которые странствуют по свету. Среди них был человечек по имени Мурзилка, который появился в журнале в образе маленькой собачки. Более известный многим поколениям образ Мурзилки - пушистого волшебного героя журнала, желтого, как одуванчик, в красном берете и шарфе, с фотоаппаратом через плечо - был создан в 1937 году знаменитым художником Аминадавом Каневским. Когда-то в «Мурзилке» печатались Корней Чуковский, Аркадий Гайдар, Самуил Маршак, Михаил Зощенко, Даниил Хармс и Агния Барто, авторами «Мурзилки» были Виктор Астафьев и Борис Заходер. По обложкам этого литературно-художественного издания и по рисункам можно проследить, как менялось не только время, но и отношение к детской иллюстрации. Уже в первые десятилетия существования журнала на его страницах появились рисунки художников, которые впоследствии стали ведущими книжными графиками - Ротова, Каневского, Брея, Бруни. В 1940-е и 1950-е годы в журнале стали работать Васнецов, Кокорин, Коровин. В «Мурзилке» рисовал Владимир Лебедев, сыгравший значительную роль в развитии искусства книжной графики. Современный «Мурзилка», адресованный детям от 6 до 12 лет, наполнен познавательными материалами - история, достижения науки и техники, спорт, важнейшие события сегодняшнего дня. Галерея искусств «Мурзилки» знакомит с репродукциями картин - шедевров отечественной и мировой живописи, с жизнью и творчеством художников. Из номера в номер журнал печатает материалы, дополняющие школьную программу. Это и «Школа безопасности», и веселые уроки математики и русского языка. Но самым главным для журнала была и остается литература.
1881 - открыто пассажирское движение первого в мире трамвая в пригороде Берлина - Лихтерфельде
1881 - было открыто пассажирское движение на первой в мире городской электрической железной дороге (трамвае) в пригороде Берлина - Лихтерфельде.
К концу XIX века уличное движение в центре Берлина было сильно затруднено, так как население города насчитывало более миллиона человек. Электрический трамвай был одним из средств, которое могло бы помочь облегчить обстановку. В это время глава электрической компании инженер Вернер фон Сименс выступил с предложением начать строительство сразу двух пассажирских электрических линий - наземной и подземной. Весной 1879 года Сименс представил на Берлинской выставке первую в мире электрическую железную дорогу - «электролокомотив» с вагонами, задуманный как подземный поезд. Это изобретение стало сенсацией. Поезд из трех вагончиков вмещал 18 пассажиров и двигался со скоростью семь километров в час. Не менее 10000 посетителей выставки проявили желание совершить поездку в этом удивительном поезде, который двигался «без пара и помощи лошадей». К железным дорогам европейская публика уже успела привыкнуть, но поезд без дымящего паровоза - это было поразительно! Но отношение к электрификации транспорта у населения все же оставалось настороженным. Чтобы доказать жизнеспособность такого вида транспорта, Сименсу пришлось на собственные деньги строить демонстрационную модель трамвая на электрической тяге. В мае 1881 года на окраине Берлина, между Лихтерфельдом и Кадетским корпусом, прошел первый в мире электрический трамвай. Это позволило заменить конную тягу на электрическую. Трамвай, двигавшийся со скоростью 30 километров в час, за первые три месяца перевез более 12 тысяч пассажиров. Он, как и первый электровоз, двигался от электричества, поступавшего по рельсам. Привычная нам модель с дугой и проводами появилась в 1890 году. Трамвай очень быстро распространился по миру.
1847 - родился Иван Владимирович Цветаев
1847 - родился Иван Владимирович Цветаев, ученый в области античной истории, создатель и первый директор Музея изящных искусств в Москве.
Иван Цветаев - историк, филолог, искусствовед, академик Петербургской Академии художеств, член-корреспондент Петербургской Академии наук. Родился в селе Дроздово Владимирской губернии в семье сельского священника. Отец поэтессы М.И.Цветаевой. В 1870 году окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. Преподавал в 3 й петербургской гимназии, затем - профессор Варшавского, Киевского университетов. С 1877 года - в Москве. С 1877 года - профессор Московского университета, заведующий кафедрой теории и истории изящных искусств; одновременно хранитель отделения изящных искусств, затем директор Румянцевского музея. Инициатор создания Музея изящных искусств имени императора Александра III (ныне Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина). Организовал конкурс на разработку проекта здания музея, с конца 1890-х годов совершал регулярные поездки в европейские страны для заказов слепков наиболее выдающихся скульптурных памятников мировой культуры. Получил на хранение в музее коллекцию древнеегипетских памятников В.С.Голенищева и собрание произведений итальянской живописи дипломата М.С.Щекина. Иван Цветаев стал и первым директором музея, торжественно открытого в 1912 году (на здании музея - мемориальная доска). Умер Иван Владимирович Цветаев 30 августа 1913 года в доме в Трехпрудном переулке, где он жил и где бывали многие замечательные люди - университетские профессора, искусствоведы, историки. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
1910 - родилась Ольга Федоровна Бергольц
1910 - родилась Ольга Федоровна Бергольц, писательница и поэт, автор произведений об обороне Ленинграда.
Родилась Ольга в Петербурге в семье заводского врача - обрусевшего немца Федора Христофоровича Берггольца. В 1925 году вступила в литературную молодежную группу «Смена». В 1930 году окончила филологический факультет Ленинградского университета и по распределению уехала в Казахстан, где стала работать разъездным корреспондентом газеты «Советская степь». Вернувшись из Алма-Аты в Ленинград, стала редактором «Комсомольской страницы» газеты завода «Электросила», с которой сотрудничала в течение трех лет. Позднее работала в газете «Литературный Ленинград». В декабре 1938 года Ольгу Берггольц по ложному обвинению заключили в тюрьму, где она провела полгода и где после пыток родила мертвого ребенка. В декабре 1939 года она писала в своем тщательно скрываемом дневнике: «Ощущение тюрьмы сейчас, после пяти месяцев воли, возникает во мне острее, чем в первое время после освобождения. Не только реально чувствую, обоняю этот тяжелый запах коридора из тюрьмы в Большой Дом, запах рыбы, сырости, лука, стук шагов по лестнице, но и то смешанное состояние... обреченности, безвыходности, с которыми шла на допросы... Вынули душу, копались в ней вонючими пальцами, плевали в нее, гадили, потом сунули ее обратно и говорят: «живи». В годы блокады Ольга Берггольц находилась в осажденном фашистами Ленинграде. Вера Кетлинская, руководившая в 1941 году Ленинградским отделением Союза писателей, вспоминала, как в первые дни войны к ней пришла Ольга Берггольц. Спросила, где и чем она может быть полезна. Кетлинская направила Берггольц в распоряжение литературно-драматической редакции ленинградского радио. Несмотря на свою личную трагедию, Берггольц нашла в себе мужество стать глашатаем осажденного фашистами Ленинграда, призывая к мужеству измученных, голодающих сограждан. В это время Берггольц создала свои лучшие поэмы, посвященные блокадному Ленинграду: «Февральский дневник» и «Ленинградская поэма». После войны выходит книга «Говорит Ленинград» о работе Берггольц на радио во время войны. Позже была написана пьеса «Они жили в Ленинграде», поставленная в театре А.Таирова. В 1952 году Берггольц создала цикл стихов о Сталинграде. Новой ступенью в творчестве литератора явилась прозаическая книга «Дневные звезды» (1959), позволяющая понять и почувствовать «биографию века», судьбу военного поколения. В 1960-е годы вышли поэтические сборники: «Узел», «Испытание», в 1970-е - «Верность», «Память». Умерла Ольга Федоровна Берггольц 13 ноября 1975 года в Ленинграде. Похоронена на Литераторских мостках. Слова Ольги Берггольц «Никто не забыт и ничто не забыто» высечены на гранитной стене Пискаревского мемориального кладбища в Ленинграде.
1985 - подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством»
1985 - подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством» (начало антиалкогольной кампании, продолжалась до 1988 года).
В целях борьбы с пьянством, дальнейшего укрепления общественного порядка и трудовой дисциплины в Указе предусматривались следующие меры: распитие спиртных напитков на улицах, стадионах, в скверах, парках, во всех видах общественного транспорта и в других общественных местах, или появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, влечет наложение административного взыскания в виде предупреждения или штрафа в размере от двадцати до тридцати рублей; распитие спиртных напитков на производстве (на рабочих местах, в помещениях и на территории предприятий, учреждений, организаций) или пребывание на работе в нетрезвом состоянии влечет наложение административного взыскания в виде штрафа в размере от тридцати до пятидесяти рублей; лица, к которым применялись меры административного взыскания за правонарушения, связанные с пьянством, могут администрацией предприятия, учреждения, организации по согласованию с профсоюзным комитетом лишаться полностью или частично премий, вознаграждения по итогам годовой работы предприятия, учреждения, организации, льготных путевок в дома отдыха и санатории; им может быть перенесена очередность на получение жилой площади. Указ, содержавший полезные идеи, не учел экономических, финансовых, политических, психологических, нравственных стимулов и тормозов. Вместо того чтобы вести кропотливую, комплексную, последовательную работу, сочетать стимулирующие и тормозящие меры, кампания была сведена в основном к запретам. Запреты и ограничения выступили своеобразными стимулирующими средствами хорошо известных негативных тенденций: резко нарушились правила торговли, начало процветать самогоноварение, усилились потребление суррогатов, токсикомания, появились огромные очереди в винно-водочные магазины, обнаружилась нехватка в аптеках лекарственных препаратов, содержащих спирт. В стране, привыкшей жить в условиях нехватки всего и вся, возник новый жесточайший дефицит. Бутылка водки превратилась в эквивалент твердой валюты. Производство крепких спиртных напитков сократилось на 25 процентов, площадь виноградников - на треть. Были закрыты или перепрофилированы 83 спиртовых, 14 ликероводочных и около тысячи мелких винных заводов. С большой помпой было создано Всесоюзное общество трезвости, члены которого брали на себя обязательство не брать в рот спиртного ни при каких обстоятельствах. Туда начали «добровольно-принудительно» записывать тех, кто занимал в обществе какое-то положение и кому было что терять. Телевидение и радио пропагандировали безалкогольные свадьбы и новогодние застолья с лимонадом. Обсуждалось, надо ли вырезать из старых фильмов алкогольные сцены. Газеты тех лет были полны устрашающими цифрами количества связанных с пьянством преждевременных смертей, разводов, потерянных рабочих часов и уголовных преступлений. Тем не менее антиалкогольная кампания закончилась ничем, принеся бюджету миллиардные убытки. Общество трезвости последний раз напомнило о своем существовании весной 1989 года, когда по квоте общественных организаций получило одно место на Съезде народных депутатов.