Рейтинг@Mail.ru
О чем Сталин говорил с Булгаковым - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

О чем Сталин говорил с Булгаковым

Читать ria.ru в
Дзен
15 мая отмечается день рождения Михаила Афанасьевича Булгакова - одного из самых великих и загадочных писателей XX века. Сегодня имя Михаила Афанасьевича окружено читательским вниманием и в России, и за ее пределами, увенчано заслуженной славой.

15 мая отмечается день рождения Михаила Афанасьевича Булгакова - одного из самых великих и загадочных писателей XX века. Над его рабочим столом висела старинная гравюра, изображающая "лестницу жизни", историю человека от рождения до смерти. Писатель любил эту наивную картинку, ибо она соответствовала его собственному воззрению на судьбу человека: "У каждого возраста - по этой теории - свой "приз жизни". Эти "призы" распределяются по жизненной лестнице - всё растут, приближаясь к вершинной ступени, и от вершины спускаются вниз, постепенно сходя на нет".

"Лестница жизни" самого Булгакова коротка, но насыщена событиями, встречами, триумфами и катастрофами. В его дневнике об этом сказано так: "Запас впечатлений так огромен за день, что свести их можно только обрывками, с мыслью впоследствии систематизировать их. День, как во время севастопольской обороны, за месяц, месяц - за год". И в таком постоянном напряжении, вечной борьбе прожита вся эта удивительная, трагическая, счастливая жизнь. Есть в ней некая тайна, которую еще предстоит разгадать. Недаром автор "Мастера и Маргариты" много думал и писал о "о самых странных опасностях на пути таланта". Впрочем, еще Достоевский в "Бесах" заметил, что для полноты жизни нужно столько же несчастья, сколько и счастья.

Сегодня имя Михаила Афанасьевича окружено читательским вниманием и в России, и за ее пределами, увенчано заслуженной славой. Но не так уж давно замечательного художника лишали слова, самого главного для него права - живого и непосредственного общения с читателем и зрителем. Партийные идеологи следили за каждым его шагом, а каждую его новую работу встречали с подозрением.

В марте 1930 Булгаков обратился к Сталину и советскому правительству с письмом. Где просил, обращаясь "к гуманности советской власти", "великодушно отпустить его на свободу", поскольку он "не может быть полезен у себя, в отечестве". Автор письма особо выделил следующее: "Я прошу правительство СССР приказать мне в срочном порядке покинуть пределы СССР в сопровождении моей жены Любови Евгеньевны Булгаковой".

К тому времени все булгаковские пьесы были запрещены, а проза в советских изданиях более не печаталась.

"После того, как все мои произведения были запрещены, среди многих граждан, которым я известен как писатель, стали раздаваться голоса, подающие мне один и тот же совет. Сочинить "коммунистическую пьесу", а, кроме того, обратиться к Правительству СССР с покаянным письмом, содержащим в себе отказ от прежних моих взглядов, высказанных мною в литературных произведениях, и уверения в том, что отныне я буду работать, как преданный идее коммунизма писатель-попутчик.

...Этого совета я не послушался. Навряд ли мне удалось бы предстать перед Правительством СССР в выгодном свете, написав лживое письмо, представляющее собой неопрятный и к тому же наивный политический курбет. Попыток же сочинить коммунистическую пьесу я даже не производил, зная заведомо, что такая пьеса у меня не выйдет", писал Булгаков в том самом письме. "Коммунистическая пьеса" в последствии (1939 год) будет написана, но "Батум", главный герой которой - молодой Сталин, как и предполагал писатель, ему не поможет. Более того «Батум» станет последней булгаковской пьесой, ускорившей болезнь и смерть писателя.

В своем письме писатель предлагал и другой вариант своей судьбы: "Если же и то, что я написал, неубедительно, и меня обрекут на пожизненное молчание в СССР, я прошу Советское Правительство дать мне работу по специальности и командировать меня в театр на работу в качестве штатного режиссера... Я прошу о назначении меня лаборантом-режиссером в 1-й Художественный Театр - в лучшую школу, возглавляемую мастерами К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко".

Об обстоятельствах создания этого письма и его последствиях вспоминала третья жена писателя Елена Сергеевна Булгакова. 4 января 1956 г. она сделала в своем дневнике следующую запись: "Когда я с ним познакомилась (28 февраля 1929 года) - у них было трудное материальное положение. Не говорю уж об ужасном душевном состоянии Михаила Афанасьевича. Ни одной строчки его не печатали, на работу не брали не только репортером, но даже типографским рабочим".

"Словом, выход один - кончать жизнь, - вспоминала Елена Сергеевна. - Тогда он написал письмо Правительству. Разносили мы их по семи адресам: Сталину, Молотову, Кагановичу, Калинину, Ягоде, Бубнову (нарком просвещения того времени) и Ф.Кону. Письмо было написано 25 марта, а разносили мы его 31-го и 1 апреля (1930 года)".

...18-го апреля в квартире Булгаковых раздался телефонный звонок:

- Михаил Афанасьевич Булгаков?

- Да, да.

- Сейчас с Вами товарищ Сталин будет говорить.

И тут же Булгаков услышал голос с явным грузинским акцентом:

- Да, с вами Сталин говорит. Здравствуйте, товарищ Булгаков. Мы ваше письмо получили. Читали с товарищами. Вы будете по нему благоприятный ответ иметь... А может быть, правда - вас пустить за границу? Что - мы вам очень надоели?

Михаил Афанасьевич растерялся и не сразу ответил:

- Я очень много думал в последнее время - может ли русский писатель жить вне родины. И мне кажется, что не может.

- Вы правы. Я тоже так думаю. Вы где хотите работать? В Художественном театре?

- Да, я хотел бы. Но я говорил об этом, и мне отказали.

- А вы подайте заявление туда. Мне кажется, что они согласятся. Нам бы нужно встретиться, поговорить с вами...

Но встречи не было. Всю жизнь Михаил Афанасьевич задавал Елене Сергеевне один и тот же вопрос: почему Сталин раздумал? "А о чем он мог бы говорить? Ведь он прекрасно понимал, после того письма разговор будет не о квартире, не о деньгах. Разговор пойдет о свободе слова, о цензуре, о возможности художника писать о том, что его интересует. А что он будет отвечать на это?", - приводила Елена Сергеевна свою интерпретацию событий 30 года.

Разрешение работать, данное Булгакову, оказалось коварным ходом Сталина: произведения писателя по-прежнему были запрещены к публикации. Во время работы в театре Булгаков продолжал писать "роман о дьяволе", начатый еще в 1929 году. В 1934-м была создана первая полная редакция текста, получившего в 1937 году название "Мастер и Маргарита". В это время Булгаков уже был смертельно болен, некоторые главы романа он диктовал жене Елене.

Осознавая неприемлемость "Мастера и Маргариты" для советской идеологии, Булгаков тем не менее пытался способствовать публикации романа. С этой целью в 1938 году он написал вышеупомянутую пьесу "Батум". Но "коммунистическая пьеса" была запрещена; публикация романа "Мастер и Маргарита" при жизни автора не состоялась. Михаил Афанасьевич Булгаков умер в Москве 10 марта 1940 года.

Только в 1967 году вдове Булгакова, при содействии Константина Симонова, удалось опубликовать роман в журнале "Москва". В 1977 Юрий Любимов поставил по "Мастеру и Маргарите" одноименный спектакль в Театре на Таганке.

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала