Премьер-министр Великобритании Тони Блэр в четверг выступил с долгожданным заявлением о своей отставке с должности лидера правящей Лейбористской партии и грядущем в конце июня уходе с поста премьер-министра Великобритании. Наиболее вероятным преемником Блэра считался и считается нынешний Канцлер казначейства - министр финансов Гордон Браун (Gordon Brown). Как ожидается, уже в пятницу он официально заявит о своем намерении участвовать в предвыборной гонке за пост лидера партии.
Гордон Браун родился в 1951 году в городе Фифе, Шотландия. Учился в колледже Киркальди и Эдинбургском университете. Окончил университет с отличием (почетной степенью 1-го класса) и там же получил докторское звание. С 1976 по 1980 гг. Г.Браун читал лекции в Эдинбургском университете, а затем в университете в Каледонии.
В 1980 г. перешел на работу на Шотландское телевидение. С 1983 г. является членом парламента Великобритании от Восточного Данфермлайна. С 1992 г. - «теневой» министр финансов в Лейбористской партии. 2 мая 1997 года Браун назначен на пост министра финансов.
Когда премьер министр Тони Блэр переехал на Даунинг-стрит, чтобы разместить всю свою большую семью, он даже поменялся квартирами с жившим в соседнем доме Гордоном Брауном, который тогда был холостяком. Женился Браун только 3 августа 2000 года на шотландке Саре Макаулей (Sarah Macaulay) после четырехлетнего ухаживания за ней.
Первый ребенок Гордона и Сары погиб через год после рождения в 2002 году. В 2003 году родился второй сын Джон. Третий сын родился в 17 июля 2006 года, а 29 ноября сообщили, что ему поставили диагноз фиброзно-кистозная дегенерация.
Принцесса Маргарита, старшая дочь изгнанного румынского короля и бывшая пассия Брауна, так рассказывает об их истории: "Это были очень романтичные и надежные отношения. Я никогда не переставала любить его, просто в один момент поняла, что все это бесполезно. Он настоящий политик, а мне хотелось мужа".
Министр финансов Гордон Браун - второй человек по степени влияния в правительстве Великобритании после премьер-министра - традиционно слывет одним из наиболее последовательных евроскептиков. И это при том, что именно его министерство должно подготовить Великобританию к введению евро. По словам наблюдателей, с "Брауном очень трудно договориться". Министр финансов относится к социал-демократическому крылу Лейбористской партии, тогда как Блэр - лидер социал-либералов.
Браун позитивно относится к Соединенным Штатам, хотя большинство его близких друзей - это руководители Федеральной резервной системы (Federal Reserve), министерства финансов и других экономических ведомств. Так, среди его поклонников числятся Алан Гринспен (Alan Greenspan) и ряд других влиятельных деятелей.
Последние 10 лет Браун не имел ни особого отношения, ни интереса к внешнеполитическим вопросам, и почти не принимал участия в жарких спорах на эти темы. Отчасти это связано с тем, что ему вполне хватало забот с экономической и финансовой политикой. В то же время подобная ситуация отражает условия сделки, которую он заключил с Тони Блэром в 1994 г., когда последний возглавил Лейбористскую партию. Браун ожидал, что лидером лейбористов станет он сам, но, когда стало очевидно, что Блэр пользуется внутри партии куда большей поддержкой, предложил отказаться от своих притязаний в обмен на статус второго лица в правительстве, рассказывает бывший министр иностранных дел и министр обороны Великобритании сэр Малкольм Рифкин американской газете The Washington Post.
В результате по отношению к Блэру он стал не менее влиятельной фигурой, чем вице-президент Чейни по отношению к Бушу. Браун практически не высказывается по Ираку - отчасти потому, что внешняя политика не входит в его компетенцию, но отчасти и оттого, что он чутко улавливает, насколько действия правительства в этом вопросе непопулярны у коллег-лейбористов.
Если Браун станет премьером, он, конечно, не пойдет на открытое столкновение с Бушем и не станет проводить антиамериканскую внешнюю политику. Однако можно не сомневаться, что у него не будет ни желания, ни возможности сохранять ту неразрывную связь, которая, похоже, существует между Бушем и Блэром, считает сэр Малкольм Рифкин.
В интеллектуальном плане Браун значительно превосходит Блэра, однако ему далеко до нынешнего премьера в плане политической гибкости и умения завоевывать поддержку или расположение тех, кто не является его естественными союзниками. Браун лишен обаяния, порой бывает слишком резок и требует от других безоговорочной лояльности - описывает его Малкольм Рифкин.
Браун восхищается Соединенными Штатами, американцы ему нравятся. Однако необходимость политического выживания в Британии диктует ему корректные, а не теплые отношения с Бушем. При нем Британия будет и дальше сокращать свой контингент в Ираке, но одновременно не прекратит дипломатическую поддержку Вашингтона даже в том случае, если президент США решит продолжать войну. Такая линия может показаться нелогичной, но она отвечает политической необходимости. И президента, и нового премьера вполне устроит ситуация, когда они по-прежнему будут стоять плечом к плечу, сохраняя при этом внешнюю дистанцию и не проявляя столь очевидной солидарности, как в последние годы.
Говоря о взаимоотношениях США и Великобритании, Филипп Стивенс, британский обозреватель The Financial Times, выразил сомнение в том что Гордон Браун станет развивать с Бушем иные отношения, кроме сугубо дружеских. Привязанность к Вашингтону слишком глубоко записана в ДНК британского политического истеблишмента, чтобы новый премьер-министр рискнул открыто порвать с Америкой. Но при этом было бы даже более любопытно, если бы Браун не ухватился за представляющуюся ему сегодня возможность пойти более независимым курсом.
Гордон Браун призывает построить «новый мировой порядок», проведя масштабную реформу крупнейших международных организаций, сообщает The Times. Выступая в Бангалоре перед индийскими и британскими промышленниками, Браун заявил, что международные организации, созданные после второй мировой войны, необходимо адаптировать к реалиям XXI века, и указал, что у него есть план перестройки Организации объединенных наций, Всемирного банка, Международного валютного фонда, «большой восьмерки», Европейского союза и Североатлантического альянса.
По словам Брауна, сложившаяся после 1945 года система международных организаций, создававшаяся в мире закрытых экономик и в расчете лишь на 50 государств, еще не рухнула, но для функционирования в мире 200 государств и открытой глобализации ей срочно необходимы модернизация и реформы. Министр также указал, что приложит все усилия для того, чтобы «новый мировой порядок» пошел на пользу Великобритании. «Мы можем оказать помощь в создании и формировании этого нового мирового порядка и сформировать его таким образом, чтобы он оказался благотворным для Великобритании и британских ценностей», - подчеркнул он.
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников