Александр Смотров
ЛОНДОН, 10 мая - РИА Новости. Начало мая в Великобритании выдалось весьма бурным. В эти дни лидер Лейбористской партии Великобритании Тони Блэр отметил не только свой 54-й день рождения, но и 10-летие пребывания у власти в качестве главы британского кабинета министров. Однако празднования эти были окрашены в прощальные тона - лейбористы растеряли былое преимущество на местных выборах, а в четверг Тони Блэр объявил о своем намерении оставить в ближайшие недели руководящие посты в партии и правительстве.
А начиналось все совершенно по-другому. 1 мая 1997 года Лейбористская партия Великобритании во главе с молодым и энергичным лидером Тони Блэром одержала сокрушительную победу на всеобщих парламентских выборах в Великобритании, положив конец 18-летнему правлению консерваторов.
Блэр стал самым молодым главой британского кабинета за почти 200 лет. Возглавив партию за три года до выборов, он сумел убедить своих соратников и простых избирателей в том, что предложенная им идеология "нового лейборизма" является самой подходящей для современной Британии. Он отказался от явно-социалистических устремлений, из-за которых партия теряла популярность в 1970-80-е годы, и занял преимущественно центристскую позицию, что впоследствии дало недоброжелателям обвинять его "в более консервативных взглядах, чем у некоторых "тори".
Тони Блэр все десять лет у власти оставался убеждённым приверженцем семейных ценностей. Впервые за много лет в резиденции на Даунинг-стрит снова стал звучать детский смех - Блэр и его жена Шери переехали сюда с тремя детьми-школьниками. Чтобы разместить всю свою большую семью, премьер-министр даже поменялся квартирами с жившим в соседнем доме канцлером Казначейства (министром финансов) Гордоном Брауном, который тогда был холостяком. Более того, Блэр стал первым за многие десятилетия премьер-министром, у которого родился ребёнок во время пребывания на посту главы кабинета.
В то же время Блэр стал одним из самых активных защитников прав сексуальных меньшинств, поддержав принятие Закона о гражданских партнёрствах 2004 года. Премьер-министр публично поздравил известного британского музыканта Элтона Джона, когда тот зарегистрировал отношения со своим партнёром в первый день действия этого закона.
Политкорректность и равенство наблюдались при Блэре в составе и парламента, и кабинета министров. В первом составе правительства пост министра культуры, спорта и СМИ занял ВИЧ-инфицированный гей Крис Смит, на нескольких высокопоставленных должностях работали известные своей нетрадиционной ориентацией Питер Мандельсон и Бен Брэдшоу. В кабинете Блэра впервые в британской истории появилась чернокожая женщина - Валери Амос.
Интерес Блэра и его семьи к спорту и здоровому образу жизни также является одним из самых "сильных" козырей, производящих впечатление на простых британцев. За эти годы в гостях у премьер-министра перебывали многие спортсмены - от автогонщика Деймона Хилла до футболистов клуба "Тоттенхэм".
В 2004 году Тони и Шери эмоционально болели за британских атлетов на трибунах афинской олимпиады, а летом 2005 года, несмотря на начинающийся в Шотландии саммит "большой восьмёрки", Блэр лично прилетел в Сингапур для поддержки заявки Лондона на проведение Олимпиады-2012.
Поэтому нацию удивило и даже испугало известие о госпитализации премьер-министра в октябре 2003 года с диагнозом "нарушение сердечного ритма" и последовавшей через год после этого операции на сердце. Этот случай был практически единственным ухудшением здоровья премьера за все 10 лет.
Тот год выдался для Блэра очень тяжёлым в эмоциональном плане. Было видно, как премьер-министр заметно сдал после тяжелейших дебатов о войне в Ираке, после судебных слушаний о самоубийстве советника по вооружениям Минобороны Великобритании Дэвида Келли, где Блэр выступал в качестве свидетеля, а главное - после попытки самоубийства дочери Кэтрин, о котором было не принято говорить вслух. Уже после премьер-министр признался, что в те месяцы всерьёз подумывал об отставке, однако затем нашёл в себе силы двигаться дальше.
В самом начале своего премьерства Тони Блэр по сути стал спасителем британской монархии, достойно "разрулив" кризис, возникший после внезапной гибели принцессы Уэльской Дианы. События тех дней были недавно воссозданы в завоевавшем мировой успех фильме "Королева". Тонко чувствуя настроение британского народа, озлобившегося на Елизавету II за ее нерешительность и антипатию к Диане, Блэр фактически взял ситуацию под контроль. Он в довольно прямой форме побудил королеву, взошедшую на трон ещё до его рождения, действовать во имя спасения собственной репутации.
Среди наиболее заметных достижений внутренней политики времен Тони Блэра стали процессы деволюции в Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии. Этим областям Соединенного Королевства были делегированы расширенные полномочия в сфере контроля за образованием, здравоохранением, социальной сферой, транспортом, другими вопросами. Были воссозданы законодательные органы трех провинций. В 1998 году стороны североирландского конфликта при посредничестве Лондона, Дублина и Вашингтона подписали знаменитое Соглашение Страстной пятницы, ставшее краеугольным камнем мирного урегулирования в неспокойном Ольстере. И хотя затем в процессе налаживания местного самоуправления наблюдалась серьезные пробуксовка, в 2007 году противоборствующие стороны смогли прийти к компромиссу и возобновить работу Североирландской ассамблеи.
Отказавшись от многих социалистических принципов, Блэр тем не менее проводил на протяжении десяти лет очень щедрую социальную политику. Хотя многие проблемы так и не были решены, тем не менее среди своих завоеваний лейбористы называют сокращение сроков оказания медицинской помощи, установление законодательного минимума заработной платы, снижение безработицы. Всё это происходило на фоне стабильного экономического роста в стране, которая стала одним из лидеров Европейского Союза.
Блэр стал первым премьером-лейбористом, кому удалось так долго продержаться у власти и выиграть трое выборов подряд, правда, все с меньшим перевесом.
Груз событий и решений, через которые пришлось пройти Тони Блэру, а также внутреннее давление со стороны однопартийцев привело к тому, что осенью прошлого года Блэр заявил, что в 2007 году уйдет в отставку с постов лидера правящей Лейбористской партии и премьер-министра.
На пресс-конференции в апреле он отметил, что считает резонной предстоящую смену власти в стране для более эффективного ответа на новые вызовы времени.
Пока достоверно не известно, чем займётся Блэр после ухода со своих постов. В прессе ему предсказывают карьеру международного спецпредставителя по решению проблем Африки, урегулированию на Ближнем Востоке и борьбе с изменениями климата. Он также может зарабатывать до 10 миллионов фунтов в год, читая лекции в США, утверждает газета "Дейли Телеграф".
Кроме того, семья Блэров на прошлой неделе получила от властей лондонского района Вестминстер разрешение на перепланировку двух принадлежащих ей смежных домов на площади Коннот-сквер в лондонском районе Мэрилебоун, в пяти минутах ходьбы от Гайд-парка. План предусматривает объединение двух домов, устройство второго выхода, необходимого по соображениям безопасности, а также оборудование дополнительного места для работы. Здание может стать мировой штаб-квартирой Фонда Блэра, который сосредоточится на международных благотворительных проектах.
Журналистам запомнились привычки и юмор Тони Блэра. Например, у премьер-министра есть любимый галстук в разноцветную полоску, который приносил ему удачу на протяжении последних лет. Именно в нем он был на голосовании в Сингапуре по выборам столицы Олимпиады 2012 года, на саммите "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге, во время сложных дебатов в парламенте по вопросам терроризма, на пресс-конференциях на Даунинг-стрит и на последней для него в качестве премьера конференции Лейбористской партии.
А чем же запомнится Тони Блэр простым британцам? Газета "Индепендент" опубликовала в начале мая результаты опроса общественного мнения на эту тему.
Подавляющее большинство - 69% - ответили, что Блэра запомнят за войну в Ираке. В памяти 9% останутся тесные взаимоотношения Блэра с США и американским президентом Джорджем Бушем, за что британского премьера прозвали "пуделем" Вашингтона. Лишь 6% вспомнили об усилиях Блэра по достижению мирного урегулирования и восстановления местного самоуправления в Северной Ирландии. 3% респондентов указали на громкий скандал с раздачей мест в Палате лордов в обмен на крупные пожертвования, расследование которого продолжается. Только 2% британцев воздают должное нынешнему премьеру за усилия по улучшению социальной сферы, и 1% запомнит его за рекордную вереницу из трех побед на выборах.
Однако в целом 61% британцев считают Тони Блэра хорошим премьер-министром, и только 36% отозвались о нем негативно.
Сам премьер не отрицает, что уходит в отставку с грузом негативного отношения к себе и к своей политике. Каламбур с перестановкой букв в его фамилии Blair - Bliar (Блэр - Б-лжец) прочно закрепился на лозунгах антивоенных и антиправительственных демонстраций, особенно после иракской кампании и истории с "приукрашенным" досье о якобы имевшихся в распоряжении Саддама Хусейна оружия массового уничтожения и средств его доставки.
Газета "Таймс" поместила в день десятилетия пребывания Блэра на своих страницах злобную карикатуру: рядом со знаменитой черной дверью резиденции на Даунинг-стрит, 10, висит узнаваемая круглая голубая табличка, которые помещают на домах, где жили знаменитые люди. Надпись на ней обыгрывает сходство слов "lived" (жил) и "lied" (врал): "Энтони Чарльз Линтон Блэр врал здесь 1997-2007".
При Блэре в британской политике получила широчайшее распространение политика, обозначаемая английским словом "spin" (кручение) - интерпретации, вольной трактовки, "докручивания" высказываний премьер-министра и его соратников, придания им нужного направления и содержания.
Министры кабинета, особенно бывшие, критиковали Тони Блэра за слишком "президентский" стиль правления. По их словам, он больше полагался на мнения и рекомендации своих советников, чем коллег по кабинету министров. Был ослаблен коллективный механизм принятия решения, свойственный механизму работы британского правительства.
Упрекала за это Блэра и оппозиция. "Слишком долго большие политические решения в нашей стране принимались не там, где надо: не за столом заседаний кабинета министров, где это должно было происходить, а на диване в резиденции Тони Блэра", - произнес с трибуны конференции Консервативной партии лидер "тори" Дэвид Кэмерон.
Именно это, по мнению ряда аналитиков, привело к тому, что у Блэра нет достойных преемников или соперников внутри партии, хотя бы равных ему по харизматичности и влиятельности. Поэтому лишь Гордон Браун, который мог претендовать на кресло лидера лейбористов еще в 1990-е годы, пользуется какой-никакой поддержкой и самих членов партии, и электората.
Поэтому самым большим вызовом, с которым столкнется партия лейбористов после ухода ярчайшего лидера, будет поиск новой харизматичной фигуры и выработка такого курса, который сможет составить конкуренцию обновленной и накопившей силы в оппозиции Консервативной партии во главе с молодым и энергичным Дэвидом Кэмероном.