Рейтинг@Mail.ru
Скорбное достоинство дочерей капитана Сысоева - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Скорбное достоинство дочерей капитана Сысоева

Читать ria.ru в
Дзен
В общем потоке взаимных обвинений в ходе российско-эстонского кризиса как-то незамеченным оказался один факт. Дочери захороненного в Таллине капитана Ивана Сысоева, погибшего в 1944 году при освобождении города от гитлеровцев, обратились в Минобороны Эстонии с просьбой помочь им перезахоронить останки отца на родине, в Архангельске. Где они и живут. 70-летняя Эсмеральда Ивановна и 68-летняя Светлана Ивановна уже получили ответ от Минобороны Эстонии, что там готовы взять на себя расходы по отправке останков Ивана Сысоева в Россию.

Борис Каймаков, политический обозреватель РИА Новости.

В общем потоке взаимных обвинений в ходе российско-эстонского  кризиса как-то незамеченным оказался один факт.  Дочери  захороненного в Таллине  капитана Ивана Сысоева, погибшего в 1944 году при освобождении  города от гитлеровцев, обратились в Минобороны Эстонии с просьбой помочь им перезахоронить останки отца  на родине, в Архангельске. Где они и живут. 70-летняя Эсмеральда Ивановна и 68-летняя Светлана Ивановна уже получили ответ от Минобороны Эстонии, что там готовы взять на себя расходы по отправке останков Ивана Сысоева в Россию.

Первоначально  эти немолодые женщины обратились  с иском в суд на Министерство обороны Эстонии, в связи с готовящимся перезахоронением их отца. И это соответствовало общему  осуждению  политики эстонских властей. Однако, любовь к  отцу, уважение к павшим, подсказали  другое решение. Возможно, единственно верное с позиции здравого смысла. Дочери захотели отдать дань уважения отцу, это их святое право, просить  не самых разумных политиков в Эстонии, помочь им  организовать последнее упокоение останков. И в этом они оказались выше патриотической риторики и государственных амбиций.

В этом эпизоде как в капле воды отразилось неоднозначное отношение людей в России к событиям в Эстонии. Не вызывает ни малейшего сомнения  оценка шизофренического упрямства Таллина, не придумавшего ничего другого, как в майские победные дни устроить свои вальпургиевы политические игрища.  Когда премьер-министр Эстонии Андрус Ансип заявляет, что перенос  захоронений «единственно возможный шаг», что «дальнейшее откладывание решения этого вопроса было невозможным» и могло привести к  серьезным последствиям «для государственной безопасности», это только подтверждает диагноз.

Что,  разве было невозможно прислушаться к просьбе великого соседа, который почти умолял не трогать останки своих героев?  Что, Эстонии грозил государственный переворот или дестабилизация строя?  Нет, не грозил.  Ну и что из того, что «для  одних, стоящий в центре города  на самом людном месте  памятник символизирует оккупацию и депортацию, для других - память и скорбь о павших». Такова современная европейская история, неоднозначная и трагическая. И задача, которая стоит перед потомками, найти модель примирения, преодолеть раскол, а не  делать его еще более широким.

Когда  страсти  накалились, в российских СМИ звучали достаточно трезвые голоса, призывающие с достоинством подойти к возникшей проблеме захоронения. Предлагалось, например, направить в Таллин роту почетного караула и торжественно, на оружейном лафете перевести останки на воинское  кладбище.  Политически это было для очень многих неприемлемо, но зато по-человечески понятно.   Как понятно и желание дочерей капитана Сысоева  обратиться с тяжелой просьбой в эстонское Министерство обороны.

Приходится констатировать, что эстонское общество оказалось незрелым в подходе к вопросу о поисках  примирения в оценке  трагических страниц недавнего прошлого. А ведь есть опыт, когда народам приходится переступать через свою национальную обиду. Особенно опыт примирения Германии и России.

Русский солдат входил в Европу во время Второй мировой войны не как оккупант, а как освободитель. Для политруков это был пропагандистский лозунг, для солдата нет. Особенно в  Германию. Воин был преисполнен  величием своей освободительной миссии и умирал не ради порабощения, а, без преувеличения, за свободу от нацизма.  И не его вина, что кровью героев окропили  установление тоталитарных режимов.

Что, разве этот не требующий доказательств   тезис, не смог бы стать основой для легитимации нахождения памятников и захоронений российских воинов в европейских столицах? Мог, надо только проявить моральные и духовные усилия.  Большинству немцев это удалось. 8 мая они отмечают, нет, не День Победы Красной армии, нет, они отмечают поражение фашистской Германии. И поражение она потерпела от Красной армии.

К такому заключению нация пришла не сразу, а в результате длительных поисков своей новой идентичности и восприятия исторических реалий. И, наверное, поэтому памятники русским воинам и их захоронения в Германии  не являются предметом для национальных дискуссий.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала