К Первомаю не меньше вопросов, чем празднику 4 ноября. Ключевой вопрос, на который нет ответа, как и на классическое вопрошание: «О, Русь, куда несешься ты?» - что, собственно, празднуем? Могло сложиться впечатление, что большинство участников маевок отмечали всяк на свой лад перенос Бронзового солдата в Таллине, позабыв, впрочем, о том, что в подмосковных Химках не менее цинично разрушены могилы летчиков. Бойкот эстонкой кисломолочной продукции со стороны ряда торговых сетей и акции хотя и прокремлевской, но решительно безбашенной молодежи, которой очень понравился автомобиль посла Эстонии в России, был дополнен пылким выступлением на митинге мэра Лужкова. В полном соответствии с историческим пафосом четырех разделов Польши он предал анафеме еще и эту страну. Не пояснив, впрочем, за что. Вероятно, просто «в пакете» с Эстонией. Возникает вопрос, почему в этом же ряду не были упомянуты Украина, Грузия, США, страны НАТО.
Сумбур вместо музыки творился невероятный. «Выше зарплату! Долой иммиграцию! Все на первомайскую демонстрацию!», «Да здравствует Великая Россия и президент ее Владимир Путин!», «Мы предлагаем объявить бойкот всему тому, что связано с Эстонией!». За два дня до Первомая отличилась партия власти, которая провела в некоторых городах России искрометные акции, самой невинной из которых была «Я - за хорошие дороги!» (это все равно, что сказать: «Я - за умных дураков!»), а самой фантастической - «Я - воин суверенной демократии!». Так и вижу этого типичного представителя офисного планктона с серьгой в ухе, криво сидящими на носу очками, в скучном галстуке, а также в лаптях и с бутафорским пластмассовым мечом...
Пожалуй, как всегда наиболее осмысленно выступили коммунисты, поддержавшие старую традицию обозначать приоритеты в коротких, как мысль пролетария, предложениях. Которые, как известно из курса русского языка, есть «законченная мысль». В лучшие годы, впрочем, число призывов ЦК КПСС к Первомаю превышало 100 пунктов. Одних только братских народов, которым нужно было передать горячий привет, насчитывалось почти два десятка. Теперь и народов маловато - китайский, кубинский, вьетнамский, венесуэльский, а также примкнувший к ним белорусский, и идей поменьше. Зато все понятно. «Лабратории - ученым! Тюрьмы - ворам!» (это, вероятно, новая идея самоуправления в пенитенциарной системе). «Олигарху и чиновнику - зарплату рабочего!» (у чиновников, впрочем, зарплаты в настоящее время заметно ниже доходов рабочих, особенно квалифицированных). «Зурабова и его хозяев - под суд!» (про хозяев звучит как-то двусмысленно - я бы, прежде чем выпускать этот лозунг в свет, все-таки еще и еще раз посоветовался с управлением внутренней политики администрации президента). «Аврора»! Товсь!» (шутка). «Наше сердце бьется слева!» (необъяснимый феномен природы). «Похоронную команду страны - вон из правительства!» (огласите весь список!).
Остальные призывы коммунистов выглядели как энергичная поддержка последнего послания президента. «Природные богатства должны принадлежать народу!», «Стабфонд - на службу народу!», «Нет диктату империалистов США на международной арене!» - все это и многое другое, в сущности, поэтическая трактовка последних идей президента.
Интересно, что если не знать, какая политическая сила какой лозунг поддерживает, решительно невозможно догадаться, о ком идет речь. Вот, например, «За соблюдение прав трудящихся и за достойную пенсию!» - это чей слоган? «Справедливой России», профсоюзов, пенсионеров, коммунистов? Оказывается, «Единой России» в тесном содружестве с официальным профсоюзом имени товарища Шмакова, дежурно потребовавшего внести изменения в бюджет. Коммунисты - за то же самое, только они выражаются яснее: «Минимальные зарплаты и пенсии - 12 тысяч рублей!». Вряд ли с этим стали бы спорить какие-нибудь «воины суверенной демократии», равно как и с тем, что отныне нужно давить эстонскую гадину.
Словом, ничто так не объединяет российский народ, как увеличение расходов бюджета, раздербанивание Стабилизационного фонда и всеобщая ненависть к Эстонии. Холодный Первомай 2007 года оказался праздником разбазаривания казны и националистической истерии, которая нашла, наконец, достойный информационный повод. Русские националисты, ястребы-силовики и «воины суверенной демократии» должны быть благодарны эстонскому премьеру Андрусу Ансипу, который по своей глупости придал вялому празднику пассионарность, эмоциональность, высокий смысл. О чем бы в едином порыве говорили с первомайских трибун представители разных политических сил, чтобы им потом по шее не дали за политическую близорукость, если бы не эстонские инициативы? А так, ругая Эстонию последними словами, и политическую ошибку допустить невозможно, и вроде при своих убеждениях остаешься.
Такой вот получился эстонский Первомай - со своей интригой, благородным гневом, трогательным единством взглядов. И в этом контексте лишь один призыв коммунистов смотрелся загадочно: «Единороссы, не пытайтесь переписывать историю!». Интересно, что ЦК КПРФ имел в виду?