День международной солидарности трудящихся
1 мая 1886 года чикагские рабочие организовали забастовку и демонстрацию с требованиями 8-часового рабочего дня, которые закончились кровопролитными столкновениями с полицией. Через три года Парижский конгресс II Интернационала назвал 1 мая Днем солидарности рабочих всего мира и предложил ежегодно отмечать его демонстрациями с социальными требованиями. В Российской империи этот праздник впервые был отмечен в 1890 году в Варшаве проведением первомайской стачки рабочих. На следующий год в Петербурге состоялась первая маевка. С 1897 года маевки стали носить политический характер и сопровождаться массовыми демонстрациями. В 1917 году 1 мая впервые отпраздновали открыто. Во всех городах страны миллионы рабочих вышли на улицы с лозунгами коммунистической партии «Вся власть Советам», «Долой министров-капиталистов». По настоящему «массовым праздником» 1 мая стал в СССР. И это действительно был праздник для трудящихся, получивших дополнительно два выходных дня. Майские гуляния проходили по всей стране, люди радовались обновлению природы и дружно шли на демонстрацию с транспарантами и цветами. Обязательным атрибутом Первомая был праздничный стол. Долгое время 1 мая отмечалось как День международной солидарности трудящихся всех стран. Со временем праздник утратил свой политический характер. В 1992 году в России его переименовали в Праздник весны и труда.
1840 - в Англии появились первые в мире почтовые марки
1 мая 1840 года на лондонском почтамте было необычайно оживленно: в продажу поступили первые в мире почтовые марки с портретом королевы Виктории. Черная стоила один пенни, синяя - два пенса. А с 6 мая эти марки разрешили наклеивать на конверты и использовать при пересылке писем. Автором идеи использования марок для оплаты почтовых отправлений был Роуленд Хилл, в 1854 году ставший главным почтмейстером Британии. Ему же принадлежит работа по реформированию почты (1837). Заслуги этого реформатора государственной почтовой службы впоследствии были отмечены присвоением ему титула лорда и денежной премией в 20 тысяч фунтов стерлингов. В России первые знаки почтовой оплаты были введены в 1845 году - так называемые «штемпельные куверты» для городской почты Санкт-Петербурга. Их успех привел к выпуску в 1848 году штемпельных конвертов для общегосударственной почты. Первые почтовые марки в России вышли в обращение 1 января 1858 года. При подготовке к их изданию Почтовым департаментом и Экспедицией заготовления государственных бумаг (ЭЗГБ) предварительно печатались различные пробные варианты проектов. Первыми проектами русских марок были так называемые «штемпельные» марки круглого рисунка с двумя разными изображениями: головы Меркурия и герба Почтового ведомства - двуглавого орла с почтовыми рожками. Но эти проекты изданы не были. В октябре 1856 года был утвержден проект рисунка первой почтовой марки России - цветной рисунок, выполненный Ф.Кеплером в величину почтовой марки: с верхним и правым боковым полем, подлинным клеем, водяным знаком «1»; овальный медальон с гербом Почтового департамента был выполнен рельефной печатью. Отпечатанные пробные экземпляры первых марок в октябре 1857 года утвердил царь Александр II и «высочайше повелеть соизволил называть их вместо штемпельных почтовыми марками». Все виды отечественных знаков почтовой оплаты - марки, маркированные почтовые конверты и карточки, а также подготовительные материалы к их изданию: оригиналы, проекты, пробы, эссе, образцы хранятся в Государственной коллекции знаков почтовой оплаты при Центральном музее связи им. А.С.Попова, основанном в 1872 году. Из года в год фонды коллекции пополняются современными выпусками почтовых марок стран мира - из Всемирного почтового союза (ВПС) и отечественными знаками почтовой оплаты - из издательско-торгового центра «Марка». В настоящее время коллекция насчитывает около 8 миллионов единиц хранения.
1918 - на Ходынском поле состоялся первый военный парад Красной Армии
На Руси триумфальные шествия войск проводились еще в конце XII века. Например, после разгрома немецких рыцарей на Чудском озере войско Александра Невского в полном боевом облачении прошло по Пскову под праздничный перезвон колоколов. Своеобразные парады были и во времена Петра I. Сначала они практиковались в «потешном войске» молодого царя, а затем в гвардейских частях. В XIX веке парады в русской армии получили повсеместное распространение. В Петербурге зимой они проводились на Дворцовой площади, весной - на Марсовом поле, а летом - в Царском селе. Первый военный парад в годы советской власти состоялся 1 мая 1918 года на Ходынском поле в Москве. Но самыми запоминающимися воинскими шествиями в ХХ веке были, безусловно, парады 1941 и 1945 годов на Красной площади. Отсюда уходили на фронт, сюда же вернулись после разгрома врага. После распада СССР российское руководство отказалось от проведения помпезных мероприятий. Однако вскоре поняли, что это - ошибка. Ее исправили, поскольку ветеранские организации были очень недовольны. Первый постсоветский парад в России состоялся 9 мая 1995 года в честь 50-летия Великой Победы над фашистской Германией. Он был организован и прошел при активном участии воинов-фронтовиков. Тогда прошли два парада - на Красной площади (в пешем строю) и на Поклонной горе (с участием войск и боевой техники). С тех пор парады проходят в Москве регулярно.
1931 - в центре Нью-Йорка состоялось открытие Эмпайр Стейт Билдинг
1931 - в центре Нью-Йорка состоялось торжественное открытие самого высокого на тот момент здания в мире - Эмпайр Стейт Билдинг.
Небоскреб Эмпайр Стейт Билдинг (Empire State Building) - 102-этажный небоскреб, построен в Нью-Йорке в 1931 году (архитекторы Р.Х.Шрив, У.Ф.Лэмб, А.Л.Хэрмон). Его высота без мачты составляет 381 метр. Это был первый небоскреб в мире с такой значительной вертикалью. Это здание стало возможным построить благодаря разработке и внедрению новых технологий в строительных конструкциях: каркасная металлическая конструкция из чугуна Дж.Богардуса, пассажирский лифт Э.Г.Отиса. Небоскреб состоит из фундамента, стального каркаса из колонн и балок над землей и стен на завесах, прикрепленных к балкам. В этом небоскребе основную нагрузку несет стальной каркас, а не стены. Эту нагрузку он передает непосредственно на фундамент. Благодаря новшеству вес здания значительно уменьшился и составил 365 тысяч тонн. На сооружение внешних стен было израсходовано 5662 кубометра известняка и гранита. Всего строители использовали 60 тысяч тонн стальных конструкций, 10 миллионов кирпичей и 700 километров кабеля. В здании насчитывается 6500 окон. Эстетика Эмпайр Стейт Билдинг - в простоте и прямолинейном рационализме «чикагской школы», породившей новый тип здания с каркасной структурой, основанной на едином модуле и вертикальности очертаний. Серый каменный фасад небоскреба украшают уходящие ввысь полосы нержавеющей стали и три выступа в верхней части здания. В его подземной части оборудовано помещение для парковки автомобилей. Кроме того, там же находятся системы воздушного кондиционирования и утилизации отходов. Холл на первом этаже здания отделан мрамором. Его стены украшают восемь панно, на которых изображены семь чудес света и Эмпайр Стейт Билдинг. На 102-й этаж можно подняться по лестнице, имеющей 1860 ступенек, или на одном из 73-х скоростных лифтов. Эти лифты одновременно могут поднять около 10 тысяч человек. Общая протяженность лифтовых шахт составляет 11 километров. Небоскреб Эмпайр Стейт Билдинг был построен в рекордные сроки - всего за 15 месяцев, считался самым высоким зданием в мире. В первоначальном варианте крыша и последний этаж здания предназначались для причаливания дирижаблей. Но ввиду несостоятельности проекта на крыше была возведена теле- и радиомачта для трансляции передач в близлежащие штаты. 62-метровая мачта телевизионной антенны, надстроенная над зданием, увеличила его высоту до 443 метров. На ее макушке расположился навигационный фонарь для самолетов. Эмпайр Стейт Билдинг занимает около одного гектара земли в районе Манхеттена, на пересечении 5-й авеню и 34-й улицы. В здании размещаются офисы 640 компаний, в которых работают около 50 тысяч человек. Кроме того, небоскреб является достопримечательностью Манхеттена и Нью-Йорка. Ежедневно знаменитый небоскреб посещают тысячи туристов. На скоростном лифте за одну минуту они могут подняться на смотровую площадку, расположенную на 86-м этаже, и увидеть панораму НьюЙорка. На 102-м этаже находится застекленная круговая обсерватория. С высоты 381 метра открывается панорама пяти штатов. На тридцати верхних этажах вечером загорается иллюминация. Эмпайр Стейт Билдинг оставался главной достопримечательностью Нью-Йорка и самым высоким небоскребом в мире в течение 42 лет. В 1973 году в Манхеттене был построен Международный торговый центр с двумя 110-этажными башнями высотой 441 метр (трагически разрушены 11 сентября 2001 года), а в Чикаго возведен «Сирс Тауэр» высотой 443 метра.
1917 - родился Федор Савельевич Хитрук
1917 - родился Федор Савельевич Хитрук, кинорежиссер, художник-мультипликатор, народный артист СССР.
Федор Хитрук родился в Москве. Здесь окончил среднюю школу, художественно-ремесленное училище в Штутгарте, где его отец вместе с семьей несколько лет провел в служебной командировке, потом техникум ОГИЗа (Объединенного государственного издательства художественной литературы). Работал иллюстратором в издательствах.
В 1938 году окончил Институт повышения квалификации художников-графиков. В этом же году начал работать на киностудии «Союз мультфильм» как художник-мультипликатор и проработал там почти 50 лет. С 1961 года - режиссер-постановщик. Снял около 100 мультфильмов, многие из которых стали киноклассикой. Уже первый фильм, поставленный им - сатирическая комедия «История одного преступления» получил широкое признание в мире. Среди работ Федова Хитрука - лирические сказки для детей «Топтыжка», «Каникулы Бонифация», сатирический фильм «Человек в рамке», «Фильм, фильм, фильм!» и многие другие. Как художник-мультипликатор участвовал в постановках фильмов: «Муха-цокотуха», «Серая шейка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Аленький цветочек», «Каштанка», «Царевна-лягушка», «Заколдованный мальчик», «Двенадцать месяцев», «Снежная королева», «Кошкин дом», «Приключения Буратино». Последний его фильм - «Лев и бык». Сыграл около 200 ролей: в «Снежной королеве» (1957) играл сразу три роли; самого Оле-Лукойе, Снежную королеву и Кая, в «Красной шапочке» (1958) - Волка и Красную шапочку. Занимается с молодыми художниками-аниматорами и режиссерами в мастерской школы-студии «Шар» при Высших режиссерских курсах. Федор Хитрук - почетный президент Российской ассоциации анимационного кино, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат государственных премий СССР, России.
1924 - родился Виктор Петрович Астафьев, писатель
Виктор Астафьев родился в деревне Овсянка Красноярского края, в семье крестьянина. Родители были раскулачены, Астафьев попал в детский дом. Во время Великой Отечественной войны ушел на фронт добровольцем, воевал простым солдатом, получил тяжелое ранение. Вернувшись с фронта, Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем в Пермской области. В 1951 году в газете «Чусовский рабочий» был опубликован его первый рассказ «Гражданский человек». В Перми вышла и первая книга Астафьева - «До будущей весны». В 1961 году окончил Высшие литературные курсы в Москве. В это время его рассказы начали печататься не только в издательствах Перми и Свердловска, но и в столице, в том числе в журнале «Новый мир», возглавляемом Александром Твардовским. Уже для первых рассказов Астафьева характерно внимание к «маленьким людям» - сибирским староверам (повесть «Стародуб»), детдомовцам 1930-х годов (повесть «Кража»). Рассказы, посвященные судьбам людей, которых прозаик встретил во времена своего сиротского детства и юности, объединены им в цикл «Последний поклон». В творчестве Астафьева в равной мере воплотились две темы - военная (повести «Пастух и пастушка», «Так хочется жить», пьеса «Прости меня», роман «Прокляты и убиты», автобиографическая повесть «Где-то гремит война») и деревенская (книга повествований «Последний поклон», повесть «Царь-рыба», состоящая из 12 живописных новелл). После долгих скитаний по стране писатель поселился в родной Овсянке, сознательно отойдя от городской суеты. Деревня Овсянка Астафьева стала своеобразной «культурной Меккой» Красноярского края. Здесь прозаика неоднократно посещали видные писатели, деятели культуры, политики и просто благодарные читатели. Виктор Астафьев - лауреат Государственной премии СССР в области литературы, искусства и архитектуры 1991 года, Государственной премии РФ, российской независимой премии «Триумф», премии Международного литературного фонда «За честь и достоинство таланта»; награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени. Скончался Виктор Астафьев 29 ноября 2001 года в селе Овсянка Красноярского края, похоронен там же.
1960 - американский самолет «У-2», пилотируемый Фрэнсисом Пауэрсом, нарушил воздушное пространство СССР
1960 - американский самолет «У-2», пилотируемый летчиком Фрэнсисом Пауэрсом, нарушил воздушное пространство СССР и был сбит в районе города Свердловска.
Пилоту удалось остаться в живых. На земле он был схвачен и привезен в Москву, где военная коллегия Верховного суда СССР осудила его за шпионаж и приговорила к длительному сроку тюремного заключения. Американской администрации пришлось признать, что ее разведывательные самолеты продолжают облетать на большой высоте советскую территорию для мониторинга военных приготовлений (раньше Вашингтон это отрицал). В результате был отменен визит в Советский Союз президента Эйзенхауэра и другие инициативы по сближению. Пилот сбитого «У-2» Фрэнсис Пауэрс отсидел в Гулаге 21 месяц, после чего был обменен на советского разведчика Рудольфа Абеля, арестованного в Америке в сентябре 1957 года. Обмен состоялся 10 февраля 1962 года на мосту Альт Глинике между Западным и Восточным Берлином. Адвокат Донован в своей книге об Абеле утверждал, что Пауэрса передали американцам одетым в хорошее пальто, в зимней пыжиковой шапке, здоровым и откормленным. Рудольф Иванович Абель, несмотря на мороз, был только в серо-зеленом тюремном балахоне и кепочке, выглядел «худым, усталым и сильно постаревшим». Фрэнсис Пауэрс вскоре уволился из ЦРУ и стал гражданским летчиком. Погиб в августе 1977 года в Латинской Америке в пилотируемом им вертолете. А жизнь Фишера-Абеля, оборвавшаяся в результате тяжелой болезни 15 ноября 1971 года, была связана с советской разведкой до конца. Буквально до последних дней он консультировал отбывавших с ответственными заданиями за рубеж нелегалов, вооружая их бесценным опытом. Его похоронили на Донском кладбище Москвы недалеко от могилы друга и соратника Конона Молодого (Лонсдейла). Заслуги полковника Абеля отмечены орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, Отечественной войны I степени и Красной Звездой, а также знаком «Почетный сотрудник госбезопасности».