Интервью министра сельского хозяйства Российской Федерации Алексея Гордеева
РИА НОВОСТИ: Как вы оцениваете итоги 2006 года для сельского хозяйства России? Каковы тенденции в развитии агропромышленного комплекса страны?
ГОРДЕЕВ: В России восьмой год подряд растут валовые объемы сельскохозяйственного производства. Такого в нашей стране не было за шесть послевоенных десятилетий. Были у нас две пятилетки роста, были трехлетки, но всегда эти успешные краткосрочные периоды прерывались плохими погодными условиями. Для сравнения и экономического анализа состояния сельского хозяйства в качестве эталона принято брать предпоследний год существования СССР - 1990 год. Так вот, начиная с 2004 года, в России производится больше земледельческой продукции, чем тогда. Объем валовой сельскохозяйственной продукции вырос в 2006 году больше, чем прогнозировалось, его рост составил 2,8% при прогнозе 1,6%. При этом производство продукции растениеводства увеличилось на 2,1 %, а животноводства - на 3,7%.
Несмотря на крайне неблагоприятные погодные условия, зерна намолочено даже больше, чем в 2005 году - 78,5 млн. тонн в весе после доработки. Собранный урожай зерновых не только удовлетворяет потребности страны в продовольственном и фуражном зерне, но и дает нам возможность экспортировать до 10 млн. тонн зерна в год. Впервые за последние 17 лет намолочено кукурузы более 3,6 млн. тонн. Валовой сбор риса составил 685 тысяч тонн, что стало рекордным показателем с 1993 года. Небывалой оказалась и урожайность риса - 44,1 центнеров с гектара. На 40% больше, чем в 2005 году выращено сахарной свеклы. Больше собрано подсолнечника (на 3,8%), картофеля (на 3,3%) и овощей (на 3%). Производство пищевых продуктов выросло на 5,4%. Как видите, есть повод порадоваться. Дело сдвинулось с мертвой точки.
Хотел бы поподробнее остановиться на животноводстве. Сейчас мы производим лишь половину продукции от уровня 1990 года. В России среднедушевое потребление мяса за этот период сократилось на 30%. Если в 90-м году потребление мяса и мясопродуктов составляло 75 кг на человека, то в настоящее время - всего 55 кг. Потребление молока и молокопродуктов за тот же период упало на 40%. Было 385 кг на человека в год, а сейчас только 235 кг. Для сравнения - в США этот показатель по мясу оценивался в 2006 году в 117 кг, в Евросоюзе - 78 кг.
Но ситуация меняется к лучшему, производство мяса в России растет, и нам хотелось бы сохранить эту тенденцию на будущее. И если в отношении мяса птицы такие результаты для нас стали уже привычными (заметный прирост в отрасли идет уже 6 лет подряд), то применительно к производству свинины - рост наблюдается впервые за последние годы, и перелом мы связываем непосредственно с реализацией приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Значительно, на 8,5 % удалось увеличить продуктивность в молочном животноводстве. В среднем, надой молока на корову составил 3600 кг в год. Для сравнения: самые высокие показатели в советские годы не превышали 2800 кг. Прирост производства молока в целом по отрасли составил около 1%.
Вопрос: Вы упомянули о реализации нацпроекта в аграрном секторе, расскажите, как идет его выполнение.
Ответ: В прошлом году впервые в новейшей истории России сельское хозяйство было отнесено к числу приоритетов социально-экономической политики. Это настоящий поворот государства и общества к сельскому хозяйству. Реализация проекта активизировала деятельность органов власти всех уровней - от федерального до муниципального, повысила спрос за конкретные результаты работы отрасли, вселила некоторый оптимизм в самих аграриев.
Когда разрабатывался нацпроект, надо было решить, фактически, угадать, за что схватиться, какое звено избрать главным. Мы сочли, что в условиях, когда начинает повышаться уровень жизни населения, пора предложить потребителю качественное отечественное продовольствие - мясо, молоко, и продукцию их переработки. Уже первый год реализации нацпроекта многое изменил в сельском хозяйстве страны.
Вот несколько показательных фактов. В 2006 году практически прекратилось длившееся почти 15 лет сокращение поголовья крупного рогатого скота. Идет качественное обновление стада за счет закупки за рубежом в большом количестве (уже 50 тысяч голов) скота высокопродуктивных пород. Около 1300 животноводческих предприятий получили в 2006 году на цели развития производства кредитные ресурсы в объеме 59,2 млрд. рублей. Отдача от этого должна последовать быстро. Рассчитываем, что в текущем году производства мяса возрастет на 7%.
Резко расширилось льготное кредитование личных подворий и фермерских хозяйств. Тысячи фермерских и крестьянских хозяйств, заключивших кредитные договора, получили на цели развития производства кредитные ресурсы в объеме десятков миллиардов рублей - в 1,5 раза больше, чем запланировано. В 2007 году мы предполагаем выйти на более масштабные показатели - предоставить агропредприятиям еще 200 тысяч льготных кредитов. Это приоритетное для нас направление поддержки, поскольку в общем балансе производства продовольствия доля малого и среднего бизнеса составляет более половины.
Но результативность нацпроекта определяется не только в количестве выданных кредитов. Всего за год он поднял деловую активность людей на уровне конкретной деревни, помог преодолеть моральный упадок, люди на селе поверили в собственные силы. Очень своевременно в приоритетном проекте «Развитие АПК» поставлена цель закрепления на селе молодых специалистов. Может, для кого-то призыв: «Молодежь - на село!» звучит как в 20-е годы XX столетия, тем не менее, и сегодня для нас это одна их главных проблем. Так вот, за 2006 год 16 225 молодых сельских специалистов и их семей получили доступное, практически, бесплатное жилье. Ожидаем, что примерно столько же получит и в 2007 году.
С возрождением села встал вопрос о необходимости кооперирования сельхозпроизводителей. В 2006 году создано 2134 сельскохозяйственных потребительских кооператива - это почти в два раза больше, чем предусмотрено целевыми показателями нацпроекта (1200 кооперативов). Постепенно налаживается сбыт продукции сельхозкооперативов. Минсельхоз с участием «Россельхозбанка» подписал с несколькими регионами соглашения о создании в каждом районном центре сельскохозяйственных кооперативных базаров. При этом мы планируем отдать весь продовольственный рынок своим производителям. Импортной продукции на местных сельскохозяйственных рынках не должно быть: ни килограмма мяса, ни литра молока. Только свое, российское!
В ходе реализация национального проекта, мы поняли, что в стране оказывается, нет никакой торговой политики продовольственными товарами. А там целая куча проблем, помимо засилья продовольственного импорта. Это и вопросы современных стандартов, маркировки продукции. Выскажу еще одну мысль, впрямую имеющую отношение к национальному аграрному сектору. Сейчас из федерального бюджета выделяются немалые субсидии на лекарства. Причем, исчезают они, как в бездонной бочке. Совершенно очевидно, эти суммы были бы значительно меньшими, если наладить должный контроль за качеством сегодняшнего питания россиян. Вопрос «Что у нас люди едят?» сегодня превратился в вопрос национальной безопасности страны.
Вопрос: Каково отношение российских аграриев к принятому в конце прошлого года закону "О развитии сельского хозяйства"?
Ответ: Принятие Федерального аграрного закона и старт национального проекта в АПК, на мой взгляд, это два самых выдающихся события 2006 года не только для селян, но и для всей страны. У нас, наконец, появляется «аграрная политика», как составная часть социально-экономической политики государства. Это принципиально важно для российских аграриев, которые, наконец, стали юридическим субъектом правоотношений в обществе.
По закону, правительство должно будет готовить для Федерального собрания ежегодный доклад о состоянии дел в сельском хозяйстве. Это будет публичный документ на федеральном уровне - в нем уже ничего не скроешь, ничего не завуалируешь. В законе определены все направления поддержки АПК из федерального бюджета на долгосрочной основе. Бюджет агропромышленного комплекса будет определяться на пять лет вперед, тогда как для остальных разделов экономики действует трехлетний бюджетный план. Все вопросы налоговой, бюджетной, торговой, антимонопольной политики будут сведены в пятилетнюю программу на 2008-2012 годы.
Минсельхоз всегда вел жесткие дебаты с Минфином, но последние встречи с министром финансов показывают, что в его ведомстве появилось определенное понимание социальных проблем, накопившихся в деревне. На 2008 год найдены совместные подходы: аграрный бюджет будет увеличен примерно на 20 млрд. рублей, есть обнадеживающие наметки и на 2009-2010 годы.
Вопрос: На что будут потрачены полученные от государства средства?
Ответ: В первую очередь, на решение вопросов социальной политики, на технологическую модернизацию села - приобретение новой техники, передовых комплексных и ресурсосберегающих технологий. Наконец, мы сможем заняться улучшением плодородия почв - закупкой удобрений, средств защиты растений, рекультивацией земли. Сейчас страна теряет на этом примерно 20 млн. тонн зерна в год. Просто из-за того, что там не довнесли, здесь вовремя не обработали.
Вопрос: Раз уж мы заговорили о земле, хотелось бы от вас услышать несколько слов о той земельной политике, что сегодня проводится в стране.
Ответ: 92% сельскохозяйственных земель в России находится в частном владении. Но из них только треть оформлена юридически должным образом. Очень остро, особенно в центральной России, стоит проблема оформления земельных долей бывших колхозников. В связи с этим появился даже новый вид рейдерства - приезжают в правление сельхозпредприятия люди с деньгами, с юристами, всех дольщиков сажают в автобус и везут регистрироваться. Оформляют внесение долей в некое акционерное общество и тут же у владельцев эти акции выкупают. Новые «владельцы» вызывают директора хозяйства и говорят ему, мол, до свидания, эта земля уже не ваша, мы на нее другие планы строим...
Чтобы подобную практику прекратить, я призываю законодательно ужесточить процедуру перевода земли из сельскохозяйственной в иные категории. Чтобы неповадно было покупать землю не для работы на ней, а для продажи под дачи, гостиницы или зоны отдыха.
Вопрос: Учитывая успехи, которых Россия достигла на сельскохозяйственной ниве, повысилась ли роль страны на мировом продовольственном рынке?
Ответ: В идеале сотрудничество в аграрной сфере между странами должно развиваться на взаимовыгодной основе. Пока же, из-за того, что российские продукты не могут на равных конкурировать с продуктами из развитых аграрных стран, в нас видят лишь потребителей.
Примерно 60% импортной продукции поставляется в нашу страну из Евросоюза, США и Канады, где уровень поддержки сельского хозяйства в расчете на гектар пашни в 20-40 раз выше, чем у нас. Так, например, в 2006 году по мясу птицы на ЕС и США пришлось 85% от общего объема его импорта, доля ЕС, США и Канады в импорте свинины составила 60%. За прошлый год Германия, Дания и Канада удвоили свой экспорт свинины в Россию. ЕС поставляет порядка 40% сыров различных видов и 50% сливочного масла. О какой «справедливой торговле» можно в такой ситуации говорить! Очень хотелось бы, чтобы преференции аналогичные тем, что вели у себя развитые страны, наконец, появились и у отечественных крестьян. Нам говорят: шире открывайте ворота для продовольственного импорта. Куда уж шире - импорт и так вырос, по данным таможенной статистики, в 2006 году на 21% при росте отечественного сельского хозяйства, напомню, на 2,8%.
К сожалению, динамика роста импорта прогнозируется на ближайшие четыре года, и она почти в 10 раз выше предполагаемых темпов роста отечественного сельхозпроизводства. При этом все знают: речь идет о субсидируемой импортной продукции. А наши возможности регулирования ввоза мяса существенно ограничены договоренностями в рамках присоединения России к ВТО. Еще не вступив в организацию, мы взяли на себя обязательства по либерализации доступа импортной продукции на наш рынок, и в течение четырех лет их выполняем.
Наконец, говоря о международных связях, хотел бы сказать, что российские аграрии активно включились в обмен опытом, технологиями в пищевых отраслях промышленности, растениеводства и животноводства. В прошлом году Россия стала полноправным членом Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных наций (ФАО). Эта организация входит в систему ООН и является головной межправительственной организацией по реализации решений, принимаемых международным сообществом в области продовольствия и сельского хозяйства, включая решения по устойчивому развитию, охране окружающей среды и развитию мировой торговли. Успешно осуществляются совместные проекты по борьбе с болезнями животных, болезнями и вредителями растений. Отмечу, что и российским организациям, предприятиям, ученым-аграрникам есть, что предложить зарубежным коллегам, как по сельхозтехнологиям, так и по научным разработкам, ветпрепаратам и вакцинам.