23 апреля умер первый президент России Борис Ельцин. С его кончиной завершилась целая эпоха, которая началась с момента распада Советского союза. Времени его нахождения у власти нельзя дать однозначно положительную или отрицательную оценку. И все-таки как можно охарактеризовать президентство Бориса Ельцина, какую роль он сыграл в Истории России? На вопросы РИА Новости ответили эксперты.
О Ельцине можно говорить очень долго. Но я скажу коротко. Он сделал очень много для выведения российско-грузинских постсоветских взаимоотношений на новый уровень.
Борис Николаевич дважды был в Грузии, чем способствовал налаживанию отношений между двумя нашими странами. Он хотел решить абхазскую проблему. Но, во-первых, не успел. Во-вторых, его не слушались его же генералы. Так же, впрочем, как меня не слушались мои генералы.
С уходом Ельцина закончилась и его эпоха. Можно сказать еще многое о времени, в которое ему выпало быть лидером большой страны, и о нем самом... Нет человека, который не допускал бы ошибок. Но об ушедших говорят только хорошее или не говорят ничего.
Путин в полной мере оценил заслуги Ельцина перед Отечеством, перед Россией, и стал его достойным преемником.
О Ельцине только одно слово - грандиозный, другого не скажешь. Это оценит время, нет пророка в своем отечестве. Но фигура была эпохальная, большая. На Руси-матушке к таким всегда относились с большим великодушием и почтением. Большой, во всем большой человек. Просто для него время так сложилось, что среди пигмеев появился великан, в нужное время. Другое дело, что страна была готова к появлению такого человека, каким для своего времени был Петр. Аналогия, наверное, правильная, и так и сяк сопротивление было огромное. Тут возникает вопрос и в то время и в это - гнуть, ломать через колено или нет. Время оценит. Тут днями не высчитаешь, тут десятилетия нужны, через поколение выяснится. Лишь бы только не врать истории и писать, как было. Ведь мы и истории, как следует, не знаем, потому что каждый пишет от себя.
В фильме "Никсон" Мао Цзэдун говорит Никсону: "Мы - новые императоры. История - это наша болезнь". Вот про Ельцина можно сказать то же самое. Он очень соответствовал русскому психологическому типу. Он рванул к свободе, это был не только рывок к власти, я могу сказать как свидетель, хотя и не близкий. Как ни странно - он был внутренне свободным человеком, именно в этой внутренней свободе находятся корни потрясающего инстинкта власти, который так умилял и потрясал всех, кто его знал или кто за ним следил. Даже мысль о том, что бедный человек в принципе не может быть свободен, до сих пор, через 16 лет после катастрофы 1991 остается недоступной для большинства ельцинистов и для многих людей, которые сочувственно относятся к Ельцину.
Но и все корни наших нынешних проблем были заложены Ельциным. Он освободил людей - это правда, освободил от страха, но страх вернулся в тысячу раз более страшный, потому что страх голода в тысячу раз сильнее страха перед КГБ. Страх перед бандитами хуже страха перед КГБ, а сейчас к ним добавились и старые советские страхи, он не смог их отбросить навсегда. И он не знал, что делать для свободы - ни для себя, ни тем более для страны.
Я не думаю, что Ельцин был счастливым человеком, потому что он увидел крах того немногого, что он действительно сделал. Он добился свободы СМИ - это безусловный результат, другой вопрос: каких СМИ? Это свобода никак не была сопряжена с ответственностью. Он добился свободы бизнеса, ну, скажем так, выразил порыв народа к этому. И он остался стихийным вождем, именно вождем, который не осознает, а только ощущает ход истории. И поэтому пройдет много времени, прежде чем о нем начнут высказывать серьезные положительные суждения.
Ельцин являлся лицом, которое повернуло вектор развития определенного континента. Его имя долго будут связывать с моментом перенаправленности. Все действия, которые только собирался провести Горбачев, были осуществлены Ельциным.
Ельцин всегда с большим интересом и трепетом относился к Украине. Состояние здоровья не позволило ему выступить посредником в конфликте политических сил на Украине. Я уверен, что если бы у него было нормальное состояние здоровья, он бы высказал свое мнение по этому поводу и даже мог выступить посредником между конфликтующими сторонами.
"Ушел от нас Борис Ельцин, первый российский президент. Вместе с ним ушло и время великих людей.
Если считать великими людьми - то кого? Кто не ошибается? Кто поступает только правильно? Таких никогда не было. Это легенды, сложенные самими людьми.
Ельцин сказал однажды: "В легендах воплощены прекрасные замыслы, которые остались неосуществленными".
Борис Николаевич был нашим современником, живым, масштабным, я бы сказал, разудалым. Ельцин был великим нашим соотечественником. Ибо он жил в великое время, в великой стране, которая требовала великих деяний. И в ней находились люди, которые смогли соответствовать вызовам времени. Одним из них был он. Разумеется, это мое мнение, есть и иные мнения - ведь Геннадий Зюганов не нашел доброго слова, которого Ельцин заслуживал.
Судите сами, перед Россией конца ХХ века стояли три очень важные задачи, от решения которых зависело ее будущее, нормальная жизнь для ее граждан на многие поколения вперед.
Первая задача экономическая: перейти от плановой экономики к рыночной, вырваться из ловушки. Задача была сложная, так как была связана со снижением уровня жизни, высокими издержками и экономической свободой. Эта задача была решена. Борис Николаевич решал ее благодаря своему огромному в то время авторитету. И сегодня мы живем в рыночной экономике.
Да, наша экономическая система не совершенна. Конкурентоспособность висит на "нефтяной игле". Но если хорошо работать, то можно добиться всего.
Вторая задача - национальная. Советский Союз был последней империей, в которой удерживалось множество народов. Но удерживалось не только силой. Метрополия тратила больше, чем зарабатывала. У нее уже не было ни сил, ни средств сохранять империю. Решиться же на последний шаг было трудно. Мы многие сотни лет имеем национальное государство. При этом та форма государства, которая есть сейчас, самая эффективная. Осталось создать гражданскую нацию. Это первый Президент оставил нам.
Третья задача - политическая. Ее суть - строительство демократического государства. Надо сказать, что эта проблема в полной мере решена. Сам Ельцин вынужден был решать жизненные противоречия между федеральными и рыночными реформами и демократией, которая в то время была еще протодемократией, не имевшей социально-экономической базы, которую реформы только должны были создать. Отсюда и октябрь 1993 года.
Ельцину тогда нужно было принимать решения не столько о том, кто будет у власти, он или Хасбулатов, а о том, удержатся ли реформы, стоит ли ради них стрелять по Белому дому. И Ельцин принял решение, взял ответственность на себя. А это - высшая добродетель - как политика, так и военачальника.
И не один раз он брал на себя судьбоносные решения. Он не уходил от ответственности даже в самое тяжелое время. Мы должны гордиться нашим великим гражданином".