Андрей Кисляков, политический обозреватель РИА Новости.
Если обобщить высказывания российских официальных лиц и многочисленных экспертов по теме ПРО, которую американцы намерены разместить в Европе, то получится картина, равная по накалу страстей концу света. Основная мысль: если американцы разместят ПРО там, где задумали, то это спровоцирует гонку вооружений, включая и космическую, расшатает военно-политические устои современного мира. Россия будет вынуждена искать адекватные, асимметричные, более дешевые, и эффективные ответы, которые в конечном итоге сведут на нет саму американскую идею ПРО.
Что слышится в ответ? Россия грозит холодной войной из-за системы противоракетной обороны - основной тезис западной прессы.
Ясно, что в подобных условиях думать о военном противодействии необходимо. Кстати, российский ответ на ПРО кажется весьма удачным: что можем, то и делаем.
Впрочем, диалог в сложившейся ситуации еще лучше. Тем более что и предлога искать не надо. Американцы официально через Госдеп предлагают России начать обсуждение вопросов ПРО.
Причем, в данном случае не важно, как формулируется само предложение диалога: призыв к совместным работам или что-то иное. Главное - можно сидеть за столом и обсуждать проблему, а не клацать затвором. И еще. Очень желательно поменьше думать о том, как зловредные американцы, втягивая нас в переговоры, пытаются ослабить Россию.
"Россия уже имеет негативный опыт, - говорит о перспективах российско-американского сотрудничества в области ПРО отставной генерал-полковник Леонид Ивашов, - когда наши военные работали в области совместных исследований противоракетной обороны. В результате американцы сегодня используют наши технологии, в том числе технологии химического лазера, двигатели наши для того, чтобы создавать нам же самим угрозу. И нам сегодня нельзя ни в коем случае втягиваться в программу ракетно-ядерного шантажа, мощного военно-силового давления. Поэтому МИД России совершенно прав: нужно отвергать эти идеи, эти предложения", (сотрудничества в области ПРО, - А.К. ) заключает Ивашов.
Оставим на совести генерала заявление по поводу МИД, который на самом деле ничего не отвергал, а, напротив, в Обзоре внешней политики России, распространенном в конце марта подчеркнул: "... необходимо добиваться договоренностей с США о дальнейших эффективных ограничениях стратегических наступательных вооружений, а также по вопросам стратегической безопасности, где имеются субстантивные расхождения с ними".
Своеобразный посыл о необходимости переговоров пришел недавно и от европейцев. Незадолго до начала саммита Совета Россия-НАТО в Осло министр обороны Германии Франц Йозеф Юнг заявил, что элементы американской системы противоракетной обороны, которые планируется разместить в Чехии и Польше, предназначены для защиты населения европейских стран, включая Россию. Как видим, и немецкий политик предлагает говорить о защите, а не о нападении.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции