Рейтинг@Mail.ru
13 апреля - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

13 апреля

Читать ria.ru в
Дзен
1743 - родился Томас Джефферсон, третий президент США, автор проекта Декларации независимости.>>
1932 - СНК принял решение о строительстве в Сибири первой очереди железной дороги протяженностью одна тысяча километров (БАМ).>>
1902 - в Санкт-Петербурге проведены испытания первого в России троллейбуса, изготовленного фирмой П.А.Фрезе.

1743 - родился Томас Джефферсон

1743 - родился Томас Джефферсон, третий президент США, автор проекта Декларации независимости.
Томас Джефферсон родился 13 апреля 1743 года в Шедуэлле (штат Виргиния).  Его мать была родом из семьи богатых землевладельцев штата. Томас получил разностороннее образование. После колледжа изучал право, в 1767 году был допущен к юридической практике. В 1769-1774 годах - депутат законодательного собрания Виргинии. В 1775 году Джефферсон избран депутатом Континентального конгресса, принявшего решение об отделении североамериканских колоний от Англии. Во время Войны за независимость в Северной Америке (1775-1783) был идеологом демократического направления. В 1776-1779 годах - в палате представителей. Томас Джефферсон - автор проекта Декларации независимости США (Declaration of Independence; принята 4 июля 1776 года), автор «Статута о религиозной свободе», оказавшего влияние на закрепление в Конституции США отделения церкви от государства. В 1784 году Джефферсон предложил конгрессу провести национализацию земель Запада и запретить рабство во всех вновь присоединяемых к США штатах. В 1779-1781 годах - губернатор Виргинии. В 1785-1789 годах - посланник США во Франции. С 1790 по 1793 год - государственный секретарь в администрации первого президента США Дж.Вашингтона. Приветствуя Великую французскую революцию, Джефферсон считал целесообразным для США не принимать участия в военных конфликтах в Европе. Несогласие с политикой правительства Вашингтона привело к тому, что Джефферсон, уйдя в отставку, возглавил оппозиционную партию демократических республиканцев, выступавших против ущемления прав штата и представлявших интересы аграриев и мелких производителей. В 1797-1801 годах - вице-президент в администрации президента Дж.Адамса. В 1800 году Томас Джефферсон был избран президентом США (в Белом доме - с 4 марта 1801 по 4 марта 1809 года). Курс администрации Джефферсона отличался склонностью к компромиссам. Были отменены реакционные законы, принятые правительством Адамса, сокращены армия и флот, государственный аппарат, уменьшен государственный долг; у Франции за 15 миллионов долларов была приобретена территория Луизианы (1803), почти вдвое увеличившая территорию США; установлены дипломатические отношения с Россией (1808-1809). Последние 17 лет жизни Томас Джефферсон  провел в поместье Монтичелло, построенном по его проекту. Здесь он принимал многочисленных гостей, вел обширную (свыше тысячи писем в месяц) переписку с американскими и европейскими политиками, учеными и общественными деятелями. В 1797-1815 годах был президентом Американского философского общества. Книжное собрание Джефферсона, насчитывавшее 6,5 тысячи томов и слывшее одним из лучших в Америке, положило начало знаменитой Библиотеке конгресса. Последним достижением Джефферсона стало создание университета Виргинии. Им был подготовлен великолепный архитектурный проект университетского комплекса, разработаны устав и детальные учебные планы, сформирован профессорско-преподавательский состав. Открытый в марте 1825 года, университет Виргинии в Шарлотсвилле стал первым в системе университетов штатов. Томас Джефферсон скончался на 89-м году жизни 4 июля 1826 года, в день 50-й годовщины Декларации независимости, одного из главных творений своей жизни. В память о третьем президенте США 13 апреля 1943 года в вашингтонском парке «Уэст-Потомак» президентом Ф.Д.Рузвельтом был открыт Мемориал Джефферсона.

1932 - принято решение о строительстве в Сибири первой очереди БАМа

1932 - СНК принял решение о строительстве в Сибири первой очереди железной дороги протяженностью одна тысяча километров (БАМ).
Идея строительства дороги была выдвинута впервые в 80-е годы XIX века. Под руководством полковника И.А.Волошинова и инженера И.И.Прохаско летом 1889 года велись глазомерная съемка и обследования на маршрутах от реки Ангары через Байкальский и Северо-Муйский хребты в долину реки Муя и между реками Буя и Черный Урюм. Изыскатели, учитывая сложные географические условия и слаборазвитую экономику, сделали вывод о громадных трудностях и непомерных расходах при прокладке дороги. Был выбран южный Иркутская область. Транссибирская магистраль. Поезд идёт на востоквариант трассы в районе озера Байкал. В 1911 году на маршрутах Иркутск - Жигалово, Тироть - Жигалово, Тулун - Усть-Кут, Тайшет -Усть-Кут вели изыскания инженеры П.И. Михайловский и И.И.  Афонин. В районе Амура в то же время велись обследования трассы с целью прокладки железнодорожного пути от золотодобывающих приисков в районе реки Бодайбо, обеспечения связи этих районов с Транссибирской магистралью. Инициатива исходила от частных лиц и предпринимателей. В советское время первые изыскания были проведены в конце 1920-х годов на участке Хабаровск - Советская Гавань. Материалы были использованы в 1930 году при разработке предложений правительству. 13 апреля 1932 года СНК СССР принял решение о строительстве в Сибири первой очереди железной дороги. Ее строительство началось в июне 1934 года, но было прервано Великой Отечественной войной; в 1974 году принято постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» (БАМ). В 1984 году открыто движение, в 2001 году закончен последний участок магистрали. БАМ пролегает по территории Иркутской, Читинской, Амурской областей, Бурятии и Якутии, Хабаровскому краю. Трасса дороги пересекает 11 полноводных рек, семь горных хребтов; более 1000 километров пути проложено в районах вечной мерзлоты, высокой сейсмичности. На трассе дороги пробито восемь тоннелей, построено 142 моста (длиной более 100 метров), более 200 железнодорожных станций и разъездов, свыше 60 городов и поселков. Байкало-Амурская железная дорога - основная составная часть БАМ - спроектирована и построена как дорога первой категории - с земляным полотном под два пути на участке Лена - Тында и под один путь на участке Тында - Комсомольск-на-Амуре, мощным верхним строением пути, высокой  энергонасыщенностью, прогрессивными средствами эксплуатации. На дороге разработана технология обращения тяжеловесных поездов, определены их максимальные весовые нормы. 30 марта 2001 года было завершено строительство Северо-Муйского тоннеля, последнего участка Байкало-Амурской магистрали. Наряду с Транссибирской магистралью БАМ служит вторым сквозным выходом страны к Тихому океану.

1902 - в Санкт-Петербурге проведены испытания первого в России троллейбуса

1902 - в Санкт-Петербурге проведены испытания первого в России троллейбуса, изготовленного фирмой П.А.Фрезе
Первые легковые автомобили «Фрезе» с двигателями внутреннего сгорания появились в 1900 году. В 1902 году Фрезе выставил их на военные маневры под Курском. В том же году фабрика построила первый в России грузовик, а годом позже - автобус. «Фрезе и ТроллейбусКомпания» предлагал также автомобили для петербургского почтамта, грузовики для столичной шоколадной фабрики Бомана, различные заказные образцы машин, занимался организацией автомобильного сообщения в Варшаве. 13 апреля 1902 года были проведены испытания первого в России троллейбуса  («электрического автомобиля»), изготовленного компанией. Вес машины составлял 819 килограммов, электрическое оборудование для него было изготовлено по проекту барона Шуленбурга, а кузов - по проекту Фрезе. Доклад о троллейбусе вошел в программу Второго всероссийского съезда в том же году. А введены троллейбусные маршруты были лишь 35 лет спустя. В 1910 году П.Фрезе продал свою фабрику Русско-Балтийскому вагонному заводу, которая стала его фирменной ремонтной мастерской, но одновременно строила кузова на заказ. В общей сложности за десять лет фирма «Фрезе и Компания» изготовила свыше 100 автомобилей.

1883 - родился Александр Васильевич Александров

1883 - родился Александр Васильевич Александров, композитор и хоровой дирижер, организатор и руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии.
Родился 13 апреля 1883 года в селе Плахино Рязанской губернии в cемье крестьянина. С 1891 года пел в хоре Казанского собора Композитор и дирижер Александр Александров(Петербург). Учился в Петербургской императорской капелле и в Петербургской консерватории у А.К.Лядова и А.К Глазунова. В 1913-1916 годах создал в Твери музыкальную школу. После революции с 1918 года преподавал хоровое пение в Московской консерватории. В 1928 году из членов красноармейской самодеятельности организовал Ансамбль песни и пляски Советской армии. Ансамбль сразу стал широко известен прежде всего благодаря музыкальным композициям, прославлявшим героев гражданской войны (о 1-й Конной армии, Дальневосточной армии, обороне Царицына, о Щорсе и т.д.). Обработал «народную» песню «По долинам и по взгорьям». Большую известность получили его произведения «Кантата о Сталине», «Песня о военном комиссаре», «Гимн партии большевиков». В 1941 году написал музыку песни «Священная война», которая стала символом борьбы СССР против фашизма. С 1943 года в числе других композиторов работал на музыкой для гимна СССР. Был утвержден вариант Александрова (ныне это российский гимн). Умер 8 июля 1946 года. 12 апреля 2003 года в селе Плахине Рязанской области А.В.Александрову был открыт памятник.

1695 - умер Жан де Лафонтен, народный поэт Франции

Жан де ЛафонтенВ историю литературы Лафонтен вошел прежде всего как автор «Басен», которые отличаются поразительным разнообразием, ритмическим совершенством, умелым использованием архаизмов, трезвым взглядом на мир и яркой образностью. Им он обязан своей славой одного из величайших народных поэтов Франции. Подобно другим баснописцам, поэт часто использовал олицетворения, аллегорию, опираясь при этом на национальную традицию. В баснях Лафонтен предстает как выдающийся сатирик, вольнодумный мыслитель. Здесь особенно наглядно раскрылись отличительные черты Лафонтена, определяющие его своеобразное место в классицизме: интерес к «низшим» жанрам, стремление опереться на народную мудрость и традицию фольклора, глубоко национальный характер творчества, склонность к иносказанию, к иронической насмешке. Используя античные образцы (Эзоп, Федр), произведения индийских баснописцев, Лафонтен преодолел с годами присущую его предшественникам нравоучительность. Многие сюжеты лафонтеновских басен позже использовал великий русский баснописец Иван Крылов.

1771 - родился Ричард Тревитик

1771 - родился Ричард Тревитик, английский изобретатель; создал безрельсовую паровую повозку, первый паровоз для рельсового пути.
Свою первую паровую повозку Ричард Тревитик продемонстрировал еще в конце 1801 года. В 1803 году он проехал по улицам Лондона на большой безрельсовой паровой повозке и в том же году, будучи инженером горно-металлической компании в Южном Уэльсе, создал первый паровоз с котлом повышенного давления. В феврале следующего года он выиграл пари у хозяина компании, когда его творение провезло 70 человек и 10 тонн груза по 10-мильному рельсовому пути. Еще один локомотив он построил на следующий года, а в 1808 году его новый паровоз с гладкими ведущими колесами и кокетливым названием «Поймай меня, кто может!» ездил по кольцевой трассе, проложенной на Юстон Роуд в Лондоне. Этот паровоз развивал скорость до 30 километров в час. Изобретатель был вынужден отказаться от дальнейшей разработки своих проектов, так как чугунные рельсы не выдерживали веса его пятитонной машины и ломались. Обладавший вспыльчивым характером, изобретатель часто поступал импульсивно, но у него абсолютно отсутствовала деловая хватка. Доверившись ненадежному партнеру, Тревитик разорился и в 1816 году уплыл в Южную Америку, где заказали девять его машин для перуанских шахт по добыче серебра. Но мечты о процветании не сбылись, и после множества приключений, связанных с участием в борьбе латиноамериканских республик против испанской монархии, он вернулся на родину в 1827 году совершенно разоренным. За это время другие инженеры сумели извлечь выгоду из его изобретений и стали знамениты на весь мир. А человек, первым создавший паровую повозку и первый паровоз для рельсового пути, умер в нищете и был похоронен в безымянной могиле.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала