1743 - родился Томас Джефферсон
1743 - родился Томас Джефферсон, третий президент США, автор проекта Декларации независимости.
Томас Джефферсон родился 13 апреля 1743 года в Шедуэлле (штат Виргиния). Его мать была родом из семьи богатых землевладельцев штата. Томас получил разностороннее образование. После колледжа изучал право, в 1767 году был допущен к юридической практике. В 1769-1774 годах - депутат законодательного собрания Виргинии. В 1775 году Джефферсон избран депутатом Континентального конгресса, принявшего решение об отделении североамериканских колоний от Англии. Во время Войны за независимость в Северной Америке (1775-1783) был идеологом демократического направления. В 1776-1779 годах - в палате представителей. Томас Джефферсон - автор проекта Декларации независимости США (Declaration of Independence; принята 4 июля 1776 года), автор «Статута о религиозной свободе», оказавшего влияние на закрепление в Конституции США отделения церкви от государства. В 1784 году Джефферсон предложил конгрессу провести национализацию земель Запада и запретить рабство во всех вновь присоединяемых к США штатах. В 1779-1781 годах - губернатор Виргинии. В 1785-1789 годах - посланник США во Франции. С 1790 по 1793 год - государственный секретарь в администрации первого президента США Дж.Вашингтона. Приветствуя Великую французскую революцию, Джефферсон считал целесообразным для США не принимать участия в военных конфликтах в Европе. Несогласие с политикой правительства Вашингтона привело к тому, что Джефферсон, уйдя в отставку, возглавил оппозиционную партию демократических республиканцев, выступавших против ущемления прав штата и представлявших интересы аграриев и мелких производителей. В 1797-1801 годах - вице-президент в администрации президента Дж.Адамса. В 1800 году Томас Джефферсон был избран президентом США (в Белом доме - с 4 марта 1801 по 4 марта 1809 года). Курс администрации Джефферсона отличался склонностью к компромиссам. Были отменены реакционные законы, принятые правительством Адамса, сокращены армия и флот, государственный аппарат, уменьшен государственный долг; у Франции за 15 миллионов долларов была приобретена территория Луизианы (1803), почти вдвое увеличившая территорию США; установлены дипломатические отношения с Россией (1808-1809). Последние 17 лет жизни Томас Джефферсон провел в поместье Монтичелло, построенном по его проекту. Здесь он принимал многочисленных гостей, вел обширную (свыше тысячи писем в месяц) переписку с американскими и европейскими политиками, учеными и общественными деятелями. В 1797-1815 годах был президентом Американского философского общества. Книжное собрание Джефферсона, насчитывавшее 6,5 тысячи томов и слывшее одним из лучших в Америке, положило начало знаменитой Библиотеке конгресса. Последним достижением Джефферсона стало создание университета Виргинии. Им был подготовлен великолепный архитектурный проект университетского комплекса, разработаны устав и детальные учебные планы, сформирован профессорско-преподавательский состав. Открытый в марте 1825 года, университет Виргинии в Шарлотсвилле стал первым в системе университетов штатов. Томас Джефферсон скончался на 89-м году жизни 4 июля 1826 года, в день 50-й годовщины Декларации независимости, одного из главных творений своей жизни. В память о третьем президенте США 13 апреля 1943 года в вашингтонском парке «Уэст-Потомак» президентом Ф.Д.Рузвельтом был открыт Мемориал Джефферсона.
1932 - принято решение о строительстве в Сибири первой очереди БАМа
1932 - СНК принял решение о строительстве в Сибири первой очереди железной дороги протяженностью одна тысяча километров (БАМ).
Идея строительства дороги была выдвинута впервые в 80-е годы XIX века. Под руководством полковника И.А.Волошинова и инженера И.И.Прохаско летом 1889 года велись глазомерная съемка и обследования на маршрутах от реки Ангары через Байкальский и Северо-Муйский хребты в долину реки Муя и между реками Буя и Черный Урюм. Изыскатели, учитывая сложные географические условия и слаборазвитую экономику, сделали вывод о громадных трудностях и непомерных расходах при прокладке дороги. Был выбран южный вариант трассы в районе озера Байкал. В 1911 году на маршрутах Иркутск - Жигалово, Тироть - Жигалово, Тулун - Усть-Кут, Тайшет -Усть-Кут вели изыскания инженеры П.И. Михайловский и И.И. Афонин. В районе Амура в то же время велись обследования трассы с целью прокладки железнодорожного пути от золотодобывающих приисков в районе реки Бодайбо, обеспечения связи этих районов с Транссибирской магистралью. Инициатива исходила от частных лиц и предпринимателей. В советское время первые изыскания были проведены в конце 1920-х годов на участке Хабаровск - Советская Гавань. Материалы были использованы в 1930 году при разработке предложений правительству. 13 апреля 1932 года СНК СССР принял решение о строительстве в Сибири первой очереди железной дороги. Ее строительство началось в июне 1934 года, но было прервано Великой Отечественной войной; в 1974 году принято постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» (БАМ). В 1984 году открыто движение, в 2001 году закончен последний участок магистрали. БАМ пролегает по территории Иркутской, Читинской, Амурской областей, Бурятии и Якутии, Хабаровскому краю. Трасса дороги пересекает 11 полноводных рек, семь горных хребтов; более 1000 километров пути проложено в районах вечной мерзлоты, высокой сейсмичности. На трассе дороги пробито восемь тоннелей, построено 142 моста (длиной более 100 метров), более 200 железнодорожных станций и разъездов, свыше 60 городов и поселков. Байкало-Амурская железная дорога - основная составная часть БАМ - спроектирована и построена как дорога первой категории - с земляным полотном под два пути на участке Лена - Тында и под один путь на участке Тында - Комсомольск-на-Амуре, мощным верхним строением пути, высокой энергонасыщенностью, прогрессивными средствами эксплуатации. На дороге разработана технология обращения тяжеловесных поездов, определены их максимальные весовые нормы. 30 марта 2001 года было завершено строительство Северо-Муйского тоннеля, последнего участка Байкало-Амурской магистрали. Наряду с Транссибирской магистралью БАМ служит вторым сквозным выходом страны к Тихому океану.
1902 - в Санкт-Петербурге проведены испытания первого в России троллейбуса
1902 - в Санкт-Петербурге проведены испытания первого в России троллейбуса, изготовленного фирмой П.А.Фрезе
Первые легковые автомобили «Фрезе» с двигателями внутреннего сгорания появились в 1900 году. В 1902 году Фрезе выставил их на военные маневры под Курском. В том же году фабрика построила первый в России грузовик, а годом позже - автобус. «Фрезе и Компания» предлагал также автомобили для петербургского почтамта, грузовики для столичной шоколадной фабрики Бомана, различные заказные образцы машин, занимался организацией автомобильного сообщения в Варшаве. 13 апреля 1902 года были проведены испытания первого в России троллейбуса («электрического автомобиля»), изготовленного компанией. Вес машины составлял 819 килограммов, электрическое оборудование для него было изготовлено по проекту барона Шуленбурга, а кузов - по проекту Фрезе. Доклад о троллейбусе вошел в программу Второго всероссийского съезда в том же году. А введены троллейбусные маршруты были лишь 35 лет спустя. В 1910 году П.Фрезе продал свою фабрику Русско-Балтийскому вагонному заводу, которая стала его фирменной ремонтной мастерской, но одновременно строила кузова на заказ. В общей сложности за десять лет фирма «Фрезе и Компания» изготовила свыше 100 автомобилей.
1883 - родился Александр Васильевич Александров
1883 - родился Александр Васильевич Александров, композитор и хоровой дирижер, организатор и руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии.
Родился 13 апреля 1883 года в селе Плахино Рязанской губернии в cемье крестьянина. С 1891 года пел в хоре Казанского собора (Петербург). Учился в Петербургской императорской капелле и в Петербургской консерватории у А.К.Лядова и А.К Глазунова. В 1913-1916 годах создал в Твери музыкальную школу. После революции с 1918 года преподавал хоровое пение в Московской консерватории. В 1928 году из членов красноармейской самодеятельности организовал Ансамбль песни и пляски Советской армии. Ансамбль сразу стал широко известен прежде всего благодаря музыкальным композициям, прославлявшим героев гражданской войны (о 1-й Конной армии, Дальневосточной армии, обороне Царицына, о Щорсе и т.д.). Обработал «народную» песню «По долинам и по взгорьям». Большую известность получили его произведения «Кантата о Сталине», «Песня о военном комиссаре», «Гимн партии большевиков». В 1941 году написал музыку песни «Священная война», которая стала символом борьбы СССР против фашизма. С 1943 года в числе других композиторов работал на музыкой для гимна СССР. Был утвержден вариант Александрова (ныне это российский гимн). Умер 8 июля 1946 года. 12 апреля 2003 года в селе Плахине Рязанской области А.В.Александрову был открыт памятник.
1695 - умер Жан де Лафонтен, народный поэт Франции
В историю литературы Лафонтен вошел прежде всего как автор «Басен», которые отличаются поразительным разнообразием, ритмическим совершенством, умелым использованием архаизмов, трезвым взглядом на мир и яркой образностью. Им он обязан своей славой одного из величайших народных поэтов Франции. Подобно другим баснописцам, поэт часто использовал олицетворения, аллегорию, опираясь при этом на национальную традицию. В баснях Лафонтен предстает как выдающийся сатирик, вольнодумный мыслитель. Здесь особенно наглядно раскрылись отличительные черты Лафонтена, определяющие его своеобразное место в классицизме: интерес к «низшим» жанрам, стремление опереться на народную мудрость и традицию фольклора, глубоко национальный характер творчества, склонность к иносказанию, к иронической насмешке. Используя античные образцы (Эзоп, Федр), произведения индийских баснописцев, Лафонтен преодолел с годами присущую его предшественникам нравоучительность. Многие сюжеты лафонтеновских басен позже использовал великий русский баснописец Иван Крылов.
1771 - родился Ричард Тревитик
1771 - родился Ричард Тревитик, английский изобретатель; создал безрельсовую паровую повозку, первый паровоз для рельсового пути.
Свою первую паровую повозку Ричард Тревитик продемонстрировал еще в конце 1801 года. В 1803 году он проехал по улицам Лондона на большой безрельсовой паровой повозке и в том же году, будучи инженером горно-металлической компании в Южном Уэльсе, создал первый паровоз с котлом повышенного давления. В феврале следующего года он выиграл пари у хозяина компании, когда его творение провезло 70 человек и 10 тонн груза по 10-мильному рельсовому пути. Еще один локомотив он построил на следующий года, а в 1808 году его новый паровоз с гладкими ведущими колесами и кокетливым названием «Поймай меня, кто может!» ездил по кольцевой трассе, проложенной на Юстон Роуд в Лондоне. Этот паровоз развивал скорость до 30 километров в час. Изобретатель был вынужден отказаться от дальнейшей разработки своих проектов, так как чугунные рельсы не выдерживали веса его пятитонной машины и ломались. Обладавший вспыльчивым характером, изобретатель часто поступал импульсивно, но у него абсолютно отсутствовала деловая хватка. Доверившись ненадежному партнеру, Тревитик разорился и в 1816 году уплыл в Южную Америку, где заказали девять его машин для перуанских шахт по добыче серебра. Но мечты о процветании не сбылись, и после множества приключений, связанных с участием в борьбе латиноамериканских республик против испанской монархии, он вернулся на родину в 1827 году совершенно разоренным. За это время другие инженеры сумели извлечь выгоду из его изобретений и стали знамениты на весь мир. А человек, первым создавший паровую повозку и первый паровоз для рельсового пути, умер в нищете и был похоронен в безымянной могиле.