Сегодня знаменитая российская поэтесса Белла Ахатовна Ахмадулина отмечает юбилейный день рождения. Ей исполняется 70 лет.
"Отпразднуем день рождения тихо, по-семейному", - рассказала Белла Ахатовна. Однако Ахмадулина не скрывала, что пышных торжеств избежать все же не удалось: накануне в Москве состоялся ее творческий вечер, который плавно перетек в празднование юбилея и завершился далеко за полночь. Встреча с читателями пройдет и в Санкт-Петербурге - в городе на Неве поэтесса выступит 14 апреля.
"Что касается настроения, то оно самое радостное. Светлый праздник Пасхи дал мне много сил и вдохновения. Надеюсь, моя совесть не пострадает оттого, что я так праздную свой день рождения, обращаю на себя внимание" - говорит Белла Ахмадулина.
Ее давно окрестили "женщиной, рожденной поэтом", женщиной вне времени и вне пространства, поэтессой со своим голосом и совершенно неподражаемой манерой чтения стихов, которую узнаешь из тысячи. Сама Ахмадулина никогда не называет себя "поэтессой", только "поэтом".
Имя Ахмадулиной - один из символов современной русской поэзии и самое живое напоминание о поэтическом буме 1960-х годов.
"Произнесешь это имя - и сразу становится светлей, - говорит поэт и прозаик Кирилл Ковальджи. - Помню ее совсем девчонкой. Я старше, окончил Литинститут и уже работал в Кишиневе, когда она поступила на первый курс. В один из приездов в Москву я заглянул на Мещанскую к Жене Евтушенко, он сразу восторженно сообщил, что в институте сенсация - появилась гениальная поэтесса. Он решил немедленно познакомить меня с ней. Как-то не верилось, что она может написать что-нибудь дельное. Слово за слово, стали читать стихи. И тут Белла меня поразила трижды. Во-первых, стихами, удивительно свежими, новыми, легкокрылыми. Во-вторых, своим неповторимым голосом - как напряженная струна. В третьих - спокойной самоуверенностью, с которой она держалась и выражала свое мнение. Словно эта девушка уже знала, кто она такая и какое место ей уготовано в русской поэзии".
"Я могу сравнить, как поэзия Ахмадулиной действовала на мое поколение в начале шестидесятых, и как воспринимается сейчас, - вспоминает критик и литературовед Лев Аннинский. - Казалось бы, та молоденькая поэтесса должна уступать себе теперешней, у которой за плечами полвека творчества и мастерство, наработанное до виртуозности. Тем не менее нынешняя "мэтресса" по степени влияния не превзойдет ту девочку".
"В отличие от всех ее товарищей, нежно ею любимых, Ахмадулина - чистый лирик. Ей удался некий синтез, восходящий к двум великим русским поэтам XX века - Ахматовой и Цветаевой. Она классична, как Ахматова, и эмоциональна, как Цветаева. Упаси бог уравнивать все эти имена. Вообще, на такой высоте пьедестал с различением мест не выстраивается. Главное, Ахмадулина дала понять, что лирика вечна" - говорит Петр Вайль, писатель, культуролог.
Бард Вероника Долина считает: "Ее стихи - автопортрет". "Уникальность поэзии почти всегда в музыкальности. У Ахмадулиной абсолютно своя музыка. Когда я впервые прочла ее стихи, это было необыкновенно: это был автопортрет, нарисованный словами, которые отлетают от губ с неслыханной простотой, раздражающей многих, и это запало в меня с юности. Стихи Ахмадулиной в ее исполнении - это высочайший пример вслушивания в свой собственный звук".
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации открытых источников