Пасха. Светлое Христово Воскресение
Древнейший праздник христианской Церкви - Светлое Христово Воскресение - Пасха - был установлен и праздновался уже в апостольское время. Древняя церковь под именем Пасхи соединяла два воспоминания - о страданиях и о Воскресении Христа и посвящала ее празднованию дни, предшествующие Воскресению и последующие за ним. Для обозначения той и другой частей праздника употреблялись особые наименования - Пасха страданий, или Пасха Крестная и Пасха Воскресения. Слово «Пасха» пришло из греческого языка и означает «прехождение», «избавление», то есть праздник Воскресения Христова обозначает прохождение от смерти к жизни и от земли к небу. В первые века христианства Пасху праздновали не везде в одно время. На Востоке, в Малоазийских церквях, ее праздновали в 14-й день нисана (по нашему счету март - апрель), на какой бы день седмицы ни приходилось это число. Западная церковь совершала ее в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие между церквями в этом вопросе была сделана при святом Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века. I Вселенский Собор 325 года определил праздновать Пасху повсеместно в одно время. Соборное определение о Пасхе до нас не дошло. С апостольского времени церковь совершает пасхальное богослужение ночью. Подобно древнему избранному народу, бодрствовавшему в ночь своего избавления от египетского рабства, и христиане бодрствуют в священную и предпразднественную и спасительную ночь Светлого Воскресения Христова. Незадолго до полуночи в Великую Субботу служится Полунощница. Священник снимает Плащаницу с гроба, вносит ее в алтарь через Царские врата и помещает на престол, где она остается сорок дней, до Вознесения Господня. Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь, - это шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Крестный ход совершается вокруг храма при непрерывном звоне колоколов. В светлом, ликующем, величественном виде, при пении «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается перед закрытыми дверями алтаря как бы у входа ко Гробу Господню. И раздается радостная весть: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Раскрываются двери - и весь священный сонм торжественно вступает в сияющий храм. Начинается пение пасхального канона. В Светлое Христово Воскресение обязательны: посещение храма, христосование - троекратное, слова «Христос Воскрес! - воистину Воскрес!» и атрибутика пасхального стола - крашеные яйца, куличи и пасхи. Главный пасхальный символ - крашеное яйцо - символ скрытой жизни. Возвратясь от заутрени, пасхальное пиршество начинается именно с яиц. Ими обмениваются, дарят родным и соседям.
Католическая Пасха
В 2007 году Пасха в католической церкви, живущей по Григорианскому календарю, и в православной, живущей по Юлианскому, совпадает, что случается раз в несколько лет. Католическая Пасха - главный христианский праздник, посвященный Воскресению Христа. Как и у православных, у католиков Пасхе предшествует 40-дневный Великий пост и следующая за ним Страстная седмица, начинающаяся Вербным воскресеньем. В европейских языках слово "Пасха" - один из вариантов латинского Pascha, которое, в свою очередь, восходит к древнееврейскому pesach (дословно - переход из Египта). Однако немцы решили назвать Пасху Ostern, равно как и англичане - Easter, то есть по имени древнегерманской богини весны Eostro (Ostara). Таким образом, христиане приурочили свой главный праздник еще и к торжествам по случаю возрождения жизни после зимы. Помимо различий в именовании праздника, немало разногласий было по поводу времени его проведения. В настоящее время в западном христианском мире придерживаются григорианского календаря, и Пасха у них празднуется в первое воскресенье после первого полнолуния (после дня весеннего равноденствия). Праздничное богослужение на Западе было передвинуто сначала на вечер Страстной субботы, а позднее (в XIV веке) - на утро Пасхи. Символ пасхального праздника - крашеные яйца. Обычай красить яйца распространен повсюду. Священники освящают яйца в домах прихожан в субботу вместе с остальной ритуальной пищей. Вечером в Страстную субботу во всех храмах служат всенощную. Утром, возвращаясь домой, все разговляются, прежде всего, яйцами. Крутые яйца, яичница, омлеты - важнейшая ритуальная пасхальная еда. Готовят и мясные блюда (свинину, ягнятину), а также сдобный хлеб. В Италии на Пасху пекут «голубку», в Восточной Польше в пасхальное утро едят окрошку, которую поливают водой с уксусом, как символ пятничных Крестных страданий Христа, в Эквадоре - фансеку - суп из 12 видов злаков (они символизируют 12 апостолов), трески, арахиса и молока. А в Англии пасхальные булочки hot cross buns обязательно перед выпечкой надрезают сверху крестом. В Португалии в воскресный день священник весь день ходит по сверкающим чистотой домам прихожан, разнося пасхальные благословения, и его угощают голубыми и розовыми драже, шоколадными яйцами, печеньем и стаканчиком настоящего портвейна. А в Польше существует обычай oblewany ponedzialek - в понедельник после Пасхи парни и девушки обливают друг друга водой. По всей Европе хозяйки укладывают в плетеные корзиночки на молодую травку разноцветные яйца, игрушечных цыплят, шоколадных зайчиков. Эти корзинки в течение всей Пасхальной недели стоят на столике у дверей. Конечно же, дарят яйца. В католических странах их не только красят целиком, но и расписывают, но все чаще покупают шоколадные. С XV века католики дарят друг другу символ плодородия - крольчиху, которая приходит только к добрым людям, не обижавшим детей и зверей. Детям на Пасху непременно дарят деревянные или глиняные крашенки. В Бельгии малышей отправляют на поиски в сад, где они находят яйца под пасхальной курицей из шоколада. Во Франции существует еще и поверье, что на Святую неделю церковные колокола улетают в Рим, а возвращаясь, они оставляют в садах на радость ребятишкам сахарные и шоколадные яйца, курочек, цыплят и кроликов из шоколада. Утром в Пасхальное воскресенье после богослужения дети и молодежь обходят дома с песнями и поздравлениями, сходными с рождественскими колядами. Среди пасхальных развлечений наиболее популярны игры с крашеными яйцами: их кидают друг в друга, катают по наклонной плоскости, разбивают, разбрасывая скорлупу и т.д. Крашеными яйцами обмениваются родные и знакомые, крестные дарят их детям-крестникам, девушки - возлюбленным, в обмен на пальмовые ветки. В течение всей Пасхальной недели посещаются богослужения, продолжаются уличные представления на религиозные темы.
Международный день цыган
Международный день цыган был учрежден на конгрессе цыган всего мира, который состоялся 8 апреля 1971 года и собрал представителей 30 стран. В России цыгане живут почти 500 лет, все это время проходил процесс освоения цыганами русского языка и русской культуры. За последние полвека в жизни цыган произошли два важных события - переход к оседлости и появление национальной интеллигенции. Перепись населения 2002 года показала, что в РФ их проживает более 180 тысяч человек. Однако, по данным Федеральной национально-культурной автономии, людей этой национальности в стране более миллиона. По словам едва ли ни самого знаменитого «русского» цыгана, народного артиста СССР Николая Сличенко, сейчас, к сожалению, цыгане практически не востребованы в жизни России. По его мнению, цыгане часто сталкиваются с дискриминацией и нарушением гражданских прав, у них нет представительства ни на одном уровне ветвей власти. Исправить ситуацию, по мнению актера, могли бы целевая программа развития цыганского народа, его правовая защищенность и создание в России культурного центра. У цыган есть свой флаг, который представляет собой горизонтальные голубую и зеленую полосы. В центре красное восьмиспицевое тележное колесо. Цвета флага символизируют небо и зеленые луга, а колесо - кочевую жизнь. Восьмиспицевое колесо также напоминает индийский знак «чакра», что должно подчеркнуть связь цыган с древними индоариями. Флаг был утвержден Всемирным цыганским конгрессом в 1971 году.
День войск противовоздушной обороны (отмечается во второе воскресенье апреля)
История противовоздушной обороны как особого вида вооруженной поддержки в защите государства насчитывает более 90 лет. Появление войск ПВО связано с боевым применением авиации во время первой мировой войны. В декабре 1914 года для борьбы с немецкими и австрийскими аэропланами появились первые подразделения, оборудованные пулеметами и легкими пушками. Крещением для ПВО стала Великая Отечественная война. Достаточно упомянуть воздушные битвы над Москвой, Ленинградом, на Курской дуге, где немецкая авиация понесла большие потери. За войну наши ПВО сбили более 7500 самолетов, уничтожили свыше 1000 танков, более 1500 орудий и множество боевой техники противника. За заслуги войск ПВО в годы войны, а также за выполнение особо важных задач в мирное время указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 февраля 1975 года был учрежден государственный праздник - День войск ПВО, отмечается во второе воскресенье апреля. В 1997 году произошло объединение Ракетных войск стратегического назначения (РВСН), Военно-космических сил, войск ракетно-космической обороны Войск Противовоздушной обороны Вооруженных Сил РФ в единый вид ВС РФ - Ракетные войска стратегического назначения. С июня 2001 года РВСН преобразованы в два рода войск - Ракетные войска стратегического назначения и Космические войска. В настоящее время российские войска противовоздушной обороны оснащены уникальными, превосходящими лучшие зарубежные аналоги зенитными ракетными комплексами, радиолокационными станциями, хорошо зарекомендовавшими себя на учениях и международных выставках.
34 года назад (1973) умер Пабло ПИКАССО, французский художник (испанец по происхождению), автор знаменитых полотен «Герника», «Девочка на шаре», рисунка «Голубь мира»
Пабло Пикассо родился 25 октября 1881 года в Малаге (Испания) в семье художника Хосе Руиса Бласко и Марии Пикассо Лопес. В юности Пикассо решил взять более редкую фамилию матери вместо распространенной Руис. Он был одаренным ребенком и уже в четырнадцать лет поступил в Школу изящных искусств в Барселоне, за один день выполнив экзаменационную работу, на которую давался месяц. Учился в Королевской академии искусств Сан-Фернандо в Мадриде. В 1899 году Пикассо вернулся в Барселону, где стал завсегдатаем известного кафе «Четыре кота», в котором собирались художники и литераторы. Годы с 1901 по 1904 в творческой биографии художника получили название «голубого периода» из-за преобладания в его картинах того времени голубой тональности. В эти годы он жил то в Париже, то в Барселоне. В 1904 году Пикассо поселился в Париже на улице Равиньон, в знаменитом доме Бато-Лавуар («Плавучая прачечная»), где жили многие художники. В 1904 году он познакомился с Фернандой Оливье, ставшей его возлюбленной и вдохновительницей его искусства. В 1905 году «голубой период» сменяется «розовым». До этого момента жизнь художника была скорее борьбой за существование, но его положение заметно улучшилось, когда в течение нескольких лет русский коллекционер Сергей Щукин приобрел около пятидесяти его работ. Это полотна, которые сейчас находятся в Эрмитаже и в Пушкинском музее. В числе самых первых по-настоящему оценили творчество Пикассо русские философы, критики и коллекционеры. Еще в 1914 году блестящий анализ его работ сделал Николай Бердяев. В том же году один из наиболее проницательных наших искусствоведов Яков Тугендхольд отмечал трагическое начало, присущее творчеству Пикассо, «этого бесстрашного Дон Кихота, странствующего рыцаря, занятого поиском абсолюта». Сергей Дягилев, умевший привлечь к работе над своими балетами для Русских сезонов самые громкие имена, впервые пригласил Пикассо оформить балет «Парад» на музыку Эрика Сати в постановке Леонида Мясина. Работа с русскими балетами чрезвычайно способствовала известности художника и, по мнению искусствоведов, обогатила его талант. Пикассо прожил долгую и плодотворную жизнь. Когда в 1973 году художник умер в возрасте 91 года, после него осталось около 200000 картин, гравюр, скульптур, рисунков, конструкций, коллажей. Но он прославился не только феноменальным объемом и разнообразием своих работ. Пожалуй, ни один другой художник современности не реагировал так остро и вдохновенно на события, на меняющуюся обстановку и важнейшие проблемы века.
89 лет назад (1918) вышел декрет СНК о введении в Красной Армии института военных комиссаров
В начале 1918 года стало ясно, что сил Красной гвардии и отрядов революционно настроенных солдат и матросов явно недостаточно для защиты революции - нужна регулярная армия. В январе 1918 года Совнарком принимает решение о создании на добровольных началах РККА. С января по май РККА и РККФ комплектовались добровольцами, преимущественно рабочими, так как крестьянство в своей массе не склонно было идти под красные знамена. К 20 апреля 1918 года Красная Армия насчитывала всего 196 тысяч человек, чего было крайне мало в условиях расширявшейся гражданской войны. Срочно принимаются меры для введения всеобщей воинской повинности трудящихся, при этом на командные должности в основном привлекаются бывшие офицеры и генералы русской армии. 8 апреля 1918 года СНК принял декрет об учреждении волостных, уездных, губернских и окружных военных комиссариатов. Декретом ВЦИК от 22 апреля вводится всеобщее воинское обучение трудящихся (всевобуч), а 10 июля 5-й Всероссийский съезд Советов принимает постановление «Об организации Красной Армии» на основе всеобщей воинской повинности трудящихся в возрасте от 18 до 40 лет. Результаты не замедлили сказаться. Уже к сентябрю 1918 года численность армии перевалила за 500 тысяч человек, а к концу 1919 года достигла трех миллионов. Промышленность и сельское хозяйство, и без того разоренные, лишились сотен тысяч молодых крепких рук.
87 лет назад (1920) Декретом ВЦИК учреждена новая боевая награда - Почетное революционное оружие
Почетное революционное оружие - шашка с вызолоченным эфесом и с положенным на эфес знаком ордена Красного Знамени. Традиция награждения особо отличившихся в боевых действиях Золотым оружием сохранилась и после Октябрьского переворота. Почетное революционное оружие, или, как его обычно называли в годы гражданской войны, Золотое оружие, было в период 1919-1930 годов самой высокой наградой. Присуждалось оно исключительно высшему командному составу Красной Армии за особые боевые отличия. Право присуждения Золотого оружия принадлежало ВЦИК, его Президиуму и Революционному Военному Совету Республики (РВСР). Первые награждения Почетным революционным оружием состоялись до его официального утверждения декретом ВЦИК от 8 апреля 1920 года. 8 августа 1919 года Президиум ВЦИК наградил Золотым оружием Главнокомандующего всеми Вооруженными Силами Республики Сергея Каменева за боевые заслуги и организаторский талант, и командарма Василия Шорина - за боевые заслуги, проявленные в боях против сил Колчака. Третьим кавалером стал командир конного корпуса Семен Буденный (20 ноября 1919 года), четвертым получил оружие командующий 5-й армией Михаил Тухачевский (17 декабря 1919 года). После декрета об учреждении Боевого золотого оружия им были награждены еще 16 видных военачальников гражданской войны. Постановлением ЦИК СССР от 12 декабря 1924 года было учреждено общесоюзное Почетное революционное оружие: шашка (кортик) с вызолоченным эфесом и наложенным на эфес орденом Красного Знамени, револьвер с прикрепленным к его рукоятке орденом Красного Знамени и серебряной накладкой с надписью: «Честному воину РККА от ЦИК Союза ССР 19.... г.». В дальнейшем в связи с учреждением в 1934 году звания Героя Советского Союза награждение Почетным революционным оружием не производилось.