Дмитрий Шушарин, политический обозреватель РИА Новости.
В первых откликах зарубежной прессы на украинские события содержится привычная схема: прозападный Ющенко против пророссийского Януковича. Весьма лестно для России, но, кажется, далеко от истины. Уже одно то, что всегда лояльный Жириновский бурно поддержал Ющенко, заставляет задуматься над происходящим.
Кроме того, еще одна смешная деталь. В воскресенье в Москве должен пройти «имперский марш», организованный Европейским союзом молодежи (ЕСМ). Организация известна прежде всего акциями в республиках бывшего СССР. Один из их лозунгов «Украина - это Россия». В последней публикации одного из лидеров ЕСМ Виктор Янукович назван в одном ряду с политиками - «вассалами США», правящими на «оккупированных территориях», к числу которых относятся «Украина, Молдова, Грузия, Азербайджан и Прибалтика».
Многое в российско-украинских отношениях изменилось со времен оранжевой революции и газовой блокады. Нет, события на Майдане до сих пор трактуются официальной пропагандой как происки ЦРУ. Но газовая война, задевшая в первую очередь интересы бизнес-групп, на которые опирается Виктор Янукович, ударившая по восточным регионам Украины, не усилила русофилию премьер-министра правительства Украины. А с другой стороны, загадочная и непрозрачная корпорация «Росукрэнерго», взявшая на себя непосильное бремя по разрешению газового кризиса, как принято считать, связана с Виктором Ющенко.
Так что не стоит удивляться, что сдержанно, очень сдержанно комментируют в Москве события на Украине. Тем более, что всем ясно: Украина действительно не Россия. Там не будет ничего подобного российскому кризису 1993 года, когда противостояние института президентства и рудиментов советской власти вылилось в вооруженный мятеж сторонников Верховного совета России.
И, по заявлению секретариата президента Украины, отложенный визит Виктора Ющенко в Москву вскоре состоится. Российская сторона пока не комментирует это сообщение, но и не опровергает его.
Это все касается того, как может повести себя Россия в связи с украинским кризисом. Но у кризиса есть еще один важный аспект. Это демонстрационный эффект для российского общества и политиков. В свое время украинский «оранжад» смертельно испугал российскую элиту. Доходило до смешного. Московские власти, помнится, договаривались с организаторами политически нейтральных пикетов и митингов, чтобы те не использовали оранжевый цвет.
С тех пор интерес к событиям в Украине заметно снизился. Но на фоне событийного голода, который в последние годы характерен для российской политической жизни, украинский кризис, безусловно, привлечет к себе внимание. Его публичность, взаимная корректность противостоящих сторон, даже взаимная доброжелательность (Янукович, например, призвал помочь президенту исправить свою ошибку), отсутствие стремления к уничтожению оппонента - все это является примером того, как решаются государственные проблемы в демократических государствах. А в России, по удачному выражению бывшего советника президента Путина Андрея Илларионова, складывается силовое государство. То есть, другими словами, Украина политически развивается, а Россия политически деградирует.
И еще одна деталь. Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил о готовности помочь в преодолении кризиса, если украинская сторона о том попросит. Но пока Верховная Рада обратилась в ПАСЕ. Похоже, что политическое присутствие и политическое влияние России в Украине теперь ограничивается пространством вокруг газовой трубы. И винить в этом некого - уж это точно не результат происков ЦРУ.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции