2 апреля Президент Украины Виктор Ющенко подписал указ о роспуске парламента и назначил на 27 мая досрочные выборы. Парламентское большинство заявило о том, что у президента нет оснований для роспуска Верховной Рады. В Киев подтягиваются сторонники парламентской коалиции и сторонники оппозиции. Разворачиваются митинги. По всей видимости, они будут долговременными и многолюдными. Кому выгоден новый кризис на Украине, может ли он спровоцировать гражданскую войну в стране? На вопросы РИА Новости ответили эксперты.
Одна из причин парламентского кризиса на Украине в том, что в последнее время шло активное переманивание депутатов в коалицию, чтобы создать конституционное большинство. Строго говоря, в этом ничего исключительного с точки зрения парламентской жизни нет. Но, естественно, противоположная сторона была озабочена процессом, потому что конституционное большинство у Партии регионов означало практически полную потерю власти Ющенко.
Как нынешнее противостояние на Украине может отразиться на отношениях с Россией? Если Россия поведет себя умно, то никак. Кто бы не пришел к руководству страны, Украина будет использовать свое геополитическое положение, находясь между Россией и Европой. И дрейфовать в сторону объединенной Европы. Если побеждает Янукович, то дрейф в сторону Европейского Союза будет медленнее, если побеждает Ющенко - быстрее. Но в принципе в таком дрейфе заинтересована и большая часть украинского бизнеса, и украинские интеллектуалы, так что, думаю, это неизбежно.
Во взаимоотношениях с Украиной надо, в отличие от прошлого раза, когда мы активно поддерживали Януковича, просто воздержаться от вмешательства, от возмущенных комментариев и ярко выраженных симпатий. Полезнее все-таки наблюдать, какая группа возьмет верх, и дальше налаживать с лидирующими политиками нормальные отношения. Тогда все будет в порядке. У нас могут быть с Украиной очень теплые, дружеские отношения, серьезная экономическая кооперация только в том случае, если мы не будем смотреть на эту страну как на сферу нашего влияния, на зону, где мы имеем неотъемлемое право что-то диктовать и ожидать, что там будут говорить: «Ну, наконец-то Москва сказала, что надо делать, а мы и не знали!» Если таких завышенных ожиданий не будет, то и с Ющенко, и с Януковичем могут быть вполне нормальные отношения.
На мой взгляд, внеочередные президентские выборы вполне возможны в случае победы блока Януковича. А эта победа, в свою очередь, возможна, если Конституционный суд признает неконституционным указ Ющенко, и уличная поддержка Януковича окажется сильнее, чем поддержка Ющенко. Если сине-белые побеждают, конечно, они постараются избавиться от Ющенко как можно скорее. Их победа наверняка инициирует проведение досрочных президентских выборов.
Что касается возможности уличных столкновений, трудно что-то предсказывать, находясь в Москве, потому что не чувствуешь эмоционального состояния улиц. Но, судя по телевизионным картинкам и комментариям, страсти в достаточной мере накалены.
Силовые ведомства, в частности МВД, ориентированы на Януковича. Армия, скорее, ющенковская. Возглавляет ее гражданский человек, и я не знаю, насколько он способен к жестким, активным действиям. Впрочем, как на Украине, так и в России все заинтересованы в мирном разрешении драматической ситуации.
По моему мнению, этот кризис не выгоден вообще никому. Это просто логика развития событий привела всех участников в ситуацию, в которой никому из них не светит выигрышных перспектив. Януковичу совершенно не нужны новые выборы, для него в этом есть некая опасность. Для Ющенко выборы тем более не нужны, потому что на них он выступает, похоже, совсем неудачно. На первый взгляд может показаться, что они выгодны Юлии Владимировне Тимошенко, но здесь нужно понять, какая у неё мотивация. Если ей по-прежнему нужно быть лидером оппозиции, то она тактически сейчас выигрывает. Но стратегический выигрыш совершенно неочевиден, потому что она ещё больше раскалывает поле, которое для президентской победы ей необходимо в какой-то степени объединить. Я не думаю, что там возможна война в отличие от нашего 1993 года, с которым принято сравнивать. Здесь очень много отличий, о которых можно просто тома писать. Но в данном контексте обе стороны, как мне кажется, достаточно хорошо понимают, что тот, кто первым пойдёт на обострение, тот проиграет гораздо больше, чем может проиграть в этой ситуации.
Второй вопрос выглядит как общетеоретический, война возможна в тех странах, где граждане не согласны друг друга отпустить на волю, разойтись мирно по квартирам. Это с одной стороны. А с другой стороны, у них нет сил и желания договариваться между собой об общежитии. Вот в таких случаях, как правило, возникают казусы и повод к войне, к гражданской в том числе. Что касается Украины, то за весь период своей независимости она продемонстрировала и демонстрирует до сих пор, что она способна удерживаться от широкомасштабных столкновений, но не способна, наконец, разрешить кричащие внутренние противоречия и проблемы, которые мешают ей развиваться. В пользу Украины говорит характер украинского населения, которое, конечно, терпеливо и не склонно к крайней форме обострения, и это до сих пор удерживало Украину от войны. Что касается Ющенко, то за весь период властвования он, по-моему, не продемонстрировал главного - умения распорядиться ситуацией. Время его правления - это череда конфликтов, и его политические единомышленники не столько объединяют, сколько раскалывают Украину.
Кому этот кризис выгоден? Легче сказать, кому невыгодно то, что делает Ющенко. Я лично полагаю, что это, во-первых, не выгодно ему самому. Потому что при любом исходе ситуации он становится жертвой событий. В одном случае он оказывается первым президентом Украины, который может быть смещён в результате импичмента, - если события будут развиваться по конфронтационной составляющей и указ его будет признан антиконституционным. А во втором случае, если линия роспуска, которую он предложил, будет воспринята, то в результате новых выборов не выиграет именно Ющенко. Он станет младшим партнёром Юлии Тимошенко. Это судьба, которой не позавидуешь, но он сам виноват, что довёл ситуацию до такого состояния.
Кому невыгодна нынешняя ситуация? Исходя из рейтингов, которые есть на момент настоящего кризиса, порог в 3 процента не проходила, к примеру, соцпартия Украины, таким образом, Указ может лишить работы Мороза и депутатов от соцпартии в парламенте. Кому эта ситуация в зависимости от обстоятельств, может быть выгодна? Она может быть выгодна Партии регионов, потому что она получает шанс преодолеть сложившееся двоевластие, а это двоевластие реальный факт Украины. Может быть, выгодна эта ситуация Тимошенко, причём не столько в текущем, сколько в перспективном варианте, поскольку она наследует всё то, что подготовил для себя Ющенко. Тимошенко сегодня постепенно выдавливает президента из той среды, которая его окружала. Вот кому это может быть выгодно. Недаром Тимошенко и Луценко так активничают в обстановке обострения и могут урвать свои проценты. Другое дело, что они не могут на основе этих процентов сформировать большинство, это большинство, будем откровенны, они могут сформировать только в условиях грубых фальсификаций и давления на волеизъявление. И хочу заметить, что всё происходящее густо замешано на лжи и лицемерии. Когда президент так печётся о чистоте своих одежд, он был бы и не очень далёким, но честным политиком, если бы предложил перевыборы не только Верховной Рады, но и свои собственные. Этого он не сделал. Он до сих пор, несмотря на все очевидности, несмотря на свой падающий рейтинг, осуждение, которому его подвергает большинство населения, не оставил попытки навязать волю меньшинства большинству.
Честно говоря, украинская система напоминает итальянскую сразу после войны. Там создаётся правительственная коалиция и две-три мелких коалиции, которые находят компромисс по главному вопросу. Найдя этот компромисс, они соглашаются работать вместе. Время идёт и возникает новая проблема, по которой они могут быть не согласны с большинством коалиции и они её покидают. И тогда возникает новая ситуация, когда надо выбирать новое правительство, либо искать новую коалицию. Поэтому уже на начальном этапе было ясно, что украинская политическая система неустойчива. Хотя Италия в той же ситуации приобрела политический опыт, экономическую мощь, живёт себе прекрасно.
Ещё одна проблема - мне не ясно, случилась ли на Украине конституционная реформа или нет, потому что за неё когда-то боролась оранжевая оппозиция, чтобы отобрать власть у президента Кучмы и передать большую часть полномочий правительству. Но как я понимаю, парламент считает, что реформа состоялась, а Ющенко считает, что такой реформы не было. Хорошо то, что они обращаются в конституционный суд, чтобы решить эту проблему. Но конституционный суд тоже может не решить её.
Я всё-таки, надеюсь, что на Украине обойдётся без гражданской войны и вообще обойдётся без потерь, потому что опыт нахождения компромисса на Украине очень большой.
Кризис на Украине во многом обусловлен попытками парламентского большинства создать коалиционное большинство, путём перехода туда депутатов оппозиционных фракций. При этом у президента и оппозиции не нашлось внятного ответа на это, кроме как распустить парламент. В этой ситуации по большому счёту обе стороны конфликта немногое теряют. Так что единственным проигрывающим в этой ситуации остаётся народ.
Гражданская война на Украине невозможна. Я не считаю, что есть основания для вооружённого противостояния противоборствующих группировок. Я думаю, что там вопрос будет решён деловым путём, путём смещения президента и реального роспуска парламента.