В "деле Литвиненко" наметился новый поворот: телепрограмма "Вести недели" обнародовала беседу с человеком, который назвал себя другом отравленного в ноябре 2006 года политэмигранта. Мужчина, который представился вымышленным именем, в интервью заявил, что его принудили объявить себя агентом ФСБ, отправленным в Лондон для того, чтобы совершить покушения на опального олигарха Бориса Березовского.
Тема неудавшегося покушения на Бориса Березовского впервые была поднята еще 21 сентября 2003 года в британской газете The Sunday Times. Тогда английские контрразведчики якобы получили признание некоего агента российской Службы внешней разведки (СВР), которому было поручено убить Березовского.
Агент должен был прибыть в Великобританию, имея при себе зажигалку, заправленную вместо газа смертельным ядом, и специальный шприц, замаскированный под авторучку. Предполагалось, что он попытается проникнуть на одно из заседаний суда, где слушалось дело Березовского, набрать яд из зажигалки в авторучку и, проходя мимо предпринимателя, незаметно для окружающих уколоть его в руку. В публикации The Sunday Times не сообщалось, по какой причине покушение на Березовского тогда не состоялось.
Из рассказа человека, представившегося Петром, следует, что после его отказа ему подмешали в кофе психотропные вещества и сфальсифицировали аудиозапись с признаниями. Впоследствии Александр Литвиненко представил эту запись на суде в Лондоне, когда решался вопрос об экстрадиции Бориса Березовского.
Якобы "в 2003 году Петр посещал суды по делу об экстрадиции Березовского, так как сам добивался политического убежища в Лондоне", и познакомился с одним из соратников Березовского - Никитой Чекулиным. Чекулин познакомил Петра со своим знакомым, который представился как "Саша Литвиненко".
"И этот Саша вот прямо с первых же слов говорит, что, а вот знаешь, что мы тебя узнали. Ты есть полковник КГБ, и я точно знаю, я тебя узнал, ты за мной следил два дня назад в аэропорту "Хитроу". А Борис Березовский мне сказал, что он (Литвиненко - прим. ред.) меня видел в Генеральной прокуратуре России. И что якобы моя цель - совершить покушение на жизнь Березовского", - рассказал Петр в эфире "Вестей недели".
По его словам, он пытался объяснить, что он никакой не агент, и сам добивается статуса политбеженца. Однако Литвиненко на это сказал: "Неважно, ты только признайся, что ты должен отравить Березовского ядом, спрятанным в авторучке. А мы заплатим тебе два миллиона фунтов", - передал рассказ Петра о встрече с Литвиненко журналист "Вестей недели".
Петр рассказал, что Литвиненко предлагал ему представить дело так, будто бы Петр сам решил не выполнять приказа об убийстве Березовского, а встретился с представителями его окружения и все рассказал.
"Мое заявление им было нужно для того, чтобы помочь Борису Березовскому при рассмотрении его дела в суде, помочь его адвокатам сделать, можно сказать, сенсационное заявление и тем самым усилить позицию Бориса Березовского для того, чтобы его не экстрадировали. Вот цель основная", - пояснил Петр.
Таким образом, по мнению "Петра", Литвиненко мог быть отравлен как один из двух людей, которые знали, каким образом Березовский получил политическое убежище.
После появления передачи появилось сразу несколько версий, кто скрывался за именем "Петр". Голос человека был изменен, он сидел спиной, тем не менее, предположения появляются одно за другим.
По версии газеты "Московский комсомолец" это - Александр Гусак, который после гибели Литвиненко был единственным, кто не пошел на поводу у олигарха и возложил на него вину за случившееся.
Есть версии, что таинственный свидетель - Владимир Иванович Теплюк. Ее выдвинул руководитель фонда гражданских свобод Алекс Гольдфарб. По его словам, полтора года назад депутат Александр Хинштейн опубликовал интервью с Никитой Чекулиным, некогда входившим в ближайшее окружение Березовского. В нем Чекулин сообщил, что Теплюк познакомился с ним 2 апреля 2003 года в Лондоне, а после общения с Литвиненко якобы написал заявление, что должен был убить олигарха с помощью отравленной авторучки.
"А 9 сентября МВД Англии приняло решение о предоставлении Березовскому политического убежища. Борис Абрамович, комментируя это, объявил журналистам, что решающую роль сыграло его несостоявшееся убийство", - приводил слова Чекулина Хинштейн. По словам Гольдфарба, Теплюк действительно к ним обращался и говорил о возможном покушении на Березовского: "Однако мы говорили ему, если что-то знаете, идите в полицию".
Борис Березовский уже прокомментировал радиостанции "Эхо Москвы" это интервью с "новым свидетелем в деле Литвиненко". "Если бы такая версия существовала как реальная, то Скотланд-Ярд давно должен был бы заинтересоваться этой версией и не ездить в Москву в самом начале расследования, а сначала выяснить, верна ли эта версия", - отметил он.
Американская газета The New York Times пишет о допросах Бориса Березовского и чеченского эмиссара Ахмеда Закаева по делу Литвиненко. В пятницу российский следователь допросил Березовского в Скотланд-Ярде, кроме того, этот же следователь допросил Закаева, проживающего в Англии, который был близко знаком с Литвиненко.
В телефонном интервью изданию в субботу Березовский сказал также, что во вторник объявит о создании фонда за правосудие по делу Литвиненко, целью которого будет помощь расследованию гибели Литвиненко, предотвращение "подобных терактов в будущем" и помощь в возмещении ущерба тем, кто претерпел в этом деле психологический, физический или материальный урон.
По словам опального олигарха, его допрашивали в течение трех с половиной часов на русском языке, допрос вел следователь российской Генпрокуратуры Александр Отводов. При беседе присутствовали два британских детектива и переводчик, сказал Березовский. Перед началом встречи Березовский выдвинул три условия: встреча со следователем не должна проходить в российском посольстве; российский следователь должен предварительно подвергнуться обыску на предмет оружия и яда; должна вестись запись беседы.
Хотя допрос предположительно касался дела Литвиненко, Березовский отметил: "Меня расспрашивали о моих счетах. О счетах моих знакомых, о счетах моих родственников... В конце концов я сказал: "У меня ощущение, что вы налоговый инспектор. Вас не интересует, что я думаю о Литвиненко".
Закаева допрашивали отдельно.
Сейчас в разработке находятся несколько версий отравления Александра Литвиненко. Заместитель генерального прокурора России Александр Звягинцев назвал одну из них "достаточно основательной". Выступая в той же программе, замгенпрокурора РФ подчеркнул: "У нас есть несколько версий, одна из них - достаточно основательная, рабочая. Но следствие - это вещь непредсказуемая, и поэтому мы тщательно работаем по всем версиям".
Касаясь заявлений о так называемом "русском следе" "дела Литвиненко", Звягинцев заметил, что "с таким же успехом мы можем говорить, что следы ведут в Лондон - ведь, наши следователи не зря работают в Великобритании сейчас, но мы этого не говорим".
"То, что касается нашего следствия, то мы его ведем достаточно скрупулезно", - подчеркнул он.
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников