МОСКВА, 1 апр - РИА Новости, Ольга Липич. В воскресный день за неделю до Пасхи православные христиане отмечают великий двунадесятый праздник Входа Господня в Иерусалим, который называют также Вербным воскресеньем. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершит в это утро божественную литургию в храме Христа Спасителя.
"Вход Господень в Иерусалим - это один из самых главных праздников, в который надо посетить храм, помолиться, причаститься святых Христовых тайн", - сказал РИА Новости глава службы коммуникаций Отдела внешних церковных связей Московского патриархата священник Михаил Прокопенко.
По его словам, Вербное воскресенье также "открывает Страстную седмицу (неделю)".
Отвечая на вопрос о привычке многих россиян посещать в этот день кладбища, равно как и на Пасху, священник подчеркнул, что "дни, когда Церковь призывает поминать усопших, строго определены - и ни Вербное воскресенье, ни Пасха к ним не относятся".
Согласно евангельскому преданию, накануне входа в Иерусалим Иисус совершил чудо воскрешения праведного Лазаря. Весть об этом быстро разнеслась по Иудее, и многие уверовали во Христа. Когда на следующий день Иисус въезжал в город на молодом осленке, множество людей приветствовали его как царя. Они постилали на его пути одежды и пальмовые ветви. Именно поэтому этот праздник в христианском мире именуется также Пальмовым воскресеньем.
В России пальмовые ветви символизируют освященные вербные веточки, которые держат в руках верующие во время праздничного богослужения, как бы встречая Христа.
Однако торжество входа в Иерусалим было одновременно и предвестьем страданий Иисуса - через несколько дней он был распят. Поэтому неделя от Вербного воскресенья до Пасхи называется Страстной в память о последних днях земной жизни и крестной смерти Спасителя.
"Празднование Входа Господня в Иерусалим - это время особого размышления о непостоянстве человеческого нрава. Те же люди, которые кричали "осанна!", встречая Иисуса Христа, и постилали одежду перед ним, через несколько дней будут требовать у Пилата смертной казни Христу. Это должно научить нас никогда не надеяться на себе, не полагаться только на свои силы, а надеяться на Бога", - отметил Прокопенко.
"Еще один очень важный момент. Народ ошибся, очевидно, желая получить от Христа исключительно земные блага. А потом они поняли, что это не тот человек, который решит все их земные проблемы", - подчеркнул священник.
"Этот аспект актуален и сегодня. От христианства очень часто ждут только решения социальных и экономических проблем. Но христианство - это прежде всего жизнь с Богом. И там, где сохраняется верность высокому призванию христианина, решаются и земные проблемы", - заключил представитель Московского патриархата.
До упразднения патриаршества Петром I в Вербное воскресенье на Руси издревле совершался обряд Шествия на Осляти. Патриарх в полном облачении восседал на коне, символизировавшем осла, на котором въехал в Иерусалим Иисус Христос. Процессия двигалась от Успенского собора Кремля через Спасские ворота на Красную площадь к Покровскому собору и Лобному месту, а затем снова через Спасские ворота к Успенскому собору. Во время этого крестного хода патриаршего коня, наряженного ослом, вел под уздцы сам царь.
Вербным воскресеньем завершается Великий пост. Но на Страстной неделе благочестивые верующие продолжают поститься и молиться еще более усердно, готовясь к главному православному празднику - Воскресению Христову.