Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Центризбирком станет "силовым" ведомством

Читать ria.ru в
Смена председателя Центральной избирательной комиссии самым лучшим образом показывает существо политических процессов, идущих в стране. Новый глава Центризбиркома Владимир Чуров в прошлом работал в мэрии Санкт-Петербурга вместе с Владимиром Путиным, первым вице-премьером Дмитрием Медведевым и полпредом президента в Южном федеральном округе Дмитрием Козаком. По мнению некоторых экспертов, именно ради него парламент недавно принял закон, согласно которому член ЦИК не обязан иметь юридическое образование.

Дмитрий Шушарин, политический обозреватель РИА Новости.

Смена председателя Центральной избирательной комиссии самым лучшим образом показывает существо политических процессов, идущих в стране. Новый глава Центризбиркома Владимир Чуров в прошлом работал в мэрии Санкт-Петербурга вместе с Владимиром Путиным, первым вице-премьером Дмитрием Медведевым и полпредом президента в Южном федеральном округе Дмитрием Козаком. По мнению некоторых экспертов, именно ради него парламент недавно принял закон, согласно которому член ЦИК не обязан иметь юридическое образование.

Другие комментаторы отмечают, что новый председатель ЦИК - представитель кадрового резерва, на который Путин делает ставку в последнее время. К этой группе причисляют также заместителя генпрокурора Александра Бастрыкина, заместителя министра внутренних дел Олега Сафонова, начальника Следственного комитета при МВД Александра Аничина. Все эти люди, будучи давно и хорошо знакомы с Путиным, никогда не использовали имя президента и свои отношения с ним в коммерческих целях.

В общем, все понятно - клановый принцип управления государством проводится в жизнь. Продолжает складываться система неформальной власти. Комментаторы единодушны в том, что прежний председатель ЦИК Александр Вешняков был, конечно, лоялен, но то была лояльность равноправного члена команды, который полагал, что его мнением кто-нибудь может интересоваться. Потому он и позволял себе критические высказывания по поводу наиболее одиозных поправок в избирательное законодательство.

Первое, что заявил Владимир Чуров, вступая в должность: он собирается «не комментировать действующее законодательство, а следить за его выполнением». Вне контекста эта фраза звучит совершенно банально, но в ней содержится скрытая полемика с прежним председателем Центризбиркома. Чуров заявил о себе как об исполнителе в самом широком смысле этого слова. Собственно, никакие другие функции, кроме исполнительских, люди, делающие карьеру в клановом государстве, выполнять не могут.

Все это дало основания заключить, что новый состав ЦИК превратит этот орган из политического в технический. На этом сходятся самые разные эксперты и политики. Однако ж и эта оценка, как мне представляется, несколько оторвана от контекста.

Обстановка, в которой прошли недавние выборы в четырнадцати регионах России, события, им предшествовавшие и за ними последовавшие, дают основания если не для выводов, то для предположений о том, как власть оценивает сложившуюся ситуацию.

Если успех второй партии власти - «Справедливой России» - был запланирован (хотя, может быть, и не в таких масштабах), то относительно высокие результаты, показанные коммунистами, я полагаю, не входили в планы власти. Кроме того, решительность некоторых партий опротестовать сфальсифицированные, по их мнению, итоги выборов в разных регионах явно встревожила власть. В Москве, чтобы не допустить не митинг даже, а пикет Союза правых сил, заявившего о фальсификациях в Московской области, на улицы вывели около двух тысяч сотрудников милиции. В Дагестане итоги выборов пришлось пересмотреть. Наконец, лояльнейший Жириновский устроил демарш в Государственной думе - в знак протеста против действий региональных избирательных комиссий фракция ЛДПР покинула пленарное заседание.

Попытка проведения оппозиционного «Марша несогласных» в Нижнем Новгороде (а до того - в Санкт-Петербурге) была подавлена таким образом, что можно сделать вывод о фактической ликвидации в стране права граждан на собрания, митинги и демонстрации (ст.31 Конституции России). Об этом же свидетельствует и реакция на протест Союза правых сил, о которой уже шла речь. Очевидно, что никакого диалога с оппозицией власть вести не будет, что предпочтение все больше отдается силовым методам.

Задача, в принципе, ясна. Неформальная, клановая система управления предполагает такой элемент фасадной демократии, как управляемый двухпартийный парламент. И вводиться двухпартийная система будет самым жестким образом. Милицию уже можно считать частью избирательной системы в России - она призвана не допускать публичных акций тех сил, которые не получили у власти лицензию на политическую деятельность. И в первую очередь, не допустить протестов против результатов выборов. Даже если фальсификации будут очевидны.

Центризбиркому, в свою очередь, предстоит стать не просто техническим, а «силовым» ведомством. По всей видимости, главными задачами будет: отсечение от выборов нежелательных партий, ограничение общественного контроля за процессом выборов, включая контроль со стороны иностранных наблюдателей.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции 

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала